Рынок коллекционирования редких антикварных книг и автографов в России развивается своим неповторимым путем.
Экземпляр с автографом автора был продан на торгах более чем в 15 раз выше стартовой цены, за 18 млн рублей.
Рост цен, вне всяких сомнений, смещается в сторону раритетов XX века. Неизменной популярностью пользуются редкие книги и автографы Серебряного века. Например, несколько лет назад томик стихов Николая Гумилева с его дарственной надписью можно было купить за $1500–2000. Сейчас он стоит уже в десять раз дороже — $15 000–20 000. Инскрипты Анны Ахматовой за последнее десятилетие также подорожали в десятки раз. Фотопортрет Анны Ахматовой с дарственной надписью купили почти за 1 млн рублей, ее дневник — за 2,9 млн рублей, а экземпляр сборника стихов «Вечер» с автографом и авторской правкой — за 5 млн рублей. И это далеко не предел роста цен на подобные раритеты.
Пожалуй, одна из самых высоких ценовых планок в мире на автограф Марины Цветаевой была достигнута при продаже ее книги «Царь-девица», с надписью Борису Пастернаку. Экземпляр в результате аукционных торгов был продан за 5,75 млн рублей, ее письмо, датированное 1940 годом, приобрели на аукционе за 6,75 млн рублей, а поэтические рукописи — четыре стихотворения из цикла «Дон Жуан», датированные 1939 годом, — за 3,35 млн рублей.
Другие инвестиционно привлекательные категории книжного антиквариата — русские книги конца XVII — XVIII века по истории и путешествиям, иллюстрированные картами и гравюрами. С успехом продаются церковные книги русского первопечатника Ивана Федорова и его учеников, так называемые русские инкунабулы. Ценятся книги эпохи Петра I: учебники по навигации, математике, естественным и военным наукам. Всегда в цене прижизненные издания классиков золотого века, их рукописи и автографы. Так, автограф А. С. Пушкина на его собственной книге несколько лет назад был продан за рублевый эквивалент суммы $1,2 млн. В среднем цена редкой книги этих категорий растет на 15–20% в год, а в отдельных случаях доходность может повышаться и на все 40–50%.
ведь подделывать фолиант — слишком кропотливое и затратное дело: мошенникам не подобрать такое количество старой бумаги одинаковой структуры и правильной датировки, невозможно воспроизвести «правильный» эффект типографской печати.
Вот яркие примеры успешных и масштабных инвестиций в антикварные книги и рукописи западными бизнесменами. Например,
Самой дорогой книгой в мире, по оценке The Economist, считается альбом «Птицы Америки» американского художника и натуралиста Джона Одюбона. В 2010 году экземпляр альбома был продан на Christie’s за $11,5 млн.
В России библиофилов, способных тратить на свои покупки миллионы и десятки миллионов долларов, можно сосчитать по пальцам. Большинство из существующих сегодня в России серьезных коллекционеров редких книг, по нашему опыту, тратят на формирование достойного книжного собрания от $50 000 до нескольких сотен тысяч долларов в месяц. Некоторые раритеты требуют одномоментно миллионных вложений, но это уникумы, которыми можно гордиться, передавать из поколения в поколение, и, в случае необходимости их всегда можно обменять на денежный эквивалент.
Но коллекционирование настолько интимно, индивидуально и неповторимо, что, конечно, не может измеряться только в денежном эквиваленте. Любовь к предмету коллекционирования, в данном случае к книге, серьезный уровень образования и знаний, которыми в том числе делится с коллекционером и сама книга, проникновение в эстетику печатного раритета — в типографские шрифты, технику иллюстрирования, художественный переплет — все это создает неповторимое собрание. Не только человек собирает библиотеку, но и сами книги собирают человека. Я, например, могу с полной уверенностью утверждать, что книги дают мне ощущение силы и важности бытия, учат меня и в закрытом, и в открытом состояниях.
С чего начать собирать библиотеку? Здесь нужен осторожный и вдумчивый подход. Я знал много начинающих коллекционеров, которые при наличии больших денежных средств делали хаотичные покупки всего редкого из всех возможных эпох, жанров и направлений. Заканчивалось все это, как правило, примерно через год, сотнями неразобранных коробок с книгами, а коллекционер стоял посреди всего этого богатства и не знал, что делать дальше, ведь собрать все редкие книги в мире никому не под силу.
Чтобы этого не произошло, начинающему коллекционеру нужно, во-первых, постараться разобраться в том, какое собрание он хочет составить и какими средствами для этого готов пожертвовать. Не стоит бросаться в омут хаотичных покупок, особенно в интернете, на барахолках, в лавках старьевщиков, где любая картина — это произведение первоклассного художника из «Родной речи» или чудом сохранившийся экземпляр «Черного квадрата», а каждый автограф, несомненно, одного из величайших русских классиков.
Покупки — это развлечение для профессионалов, которые, просеяв тонну плевел, могут найти, возможно, одно-единственное ценное зерно. Лучше покупать серьезные предметы искусства и коллекционирования в проверенных галереях и аукционных домах, которые гарантируют аутентичность предметов своей экспертизой и репутацией.
Наблюдайте за другими коллекционерами, общайтесь, читайте профильную литературу — художественные каталоги, записки коллекционеров, библиографические издания. И доверяйте только собственному чутью, не слушая советов с разных сторон. Если коллекционерская интуиция работает, то даже если вы совершите пару-тройку ошибочных покупок, эти приобретения могут научить гораздо большему, чем советы десятков «околоантикварных» доброжелателей. Самое интересное — это встретиться с таким «нестандартным» коллекционером, который думает не как все и поступает не как все. У таких людей есть все шансы стать в будущем новыми Третьяковыми, Щукиными или Мамонтовыми.
Итак, как правильно инвестировать в антикварные книги? Стандартных подходов и гарантий здесь нет. Это как игра на бирже и покупка ценных бумаг, как охота или рыбалка — выигрывает только самый терпеливый и мудрый, а иногда самый удачливый и внимательный, а иногда, случайно, везет и новичку.
С чего же начать? Разобраться, влюбиться, постараться понять и только потом сводить «дебет с кредитом».
Для тех, кто готов собрать библиотеку на века, несколько основополагающих тезисов, которые были разработаны и проверены на практике.
1. Низкий риск инвестиций.
Спрос на редкие антикварные книги во все времена опережает предложение.
2. Стабильная доходность.
Оборот частных библиотек и отдельных экземпляров редких книг и уникальных автографов показывает высокую доходность. Средняя доходность составляет 15–20% в год; в некоторых случаях доходность может подниматься до 50% и выше.
3. Устойчивость к экономическим спадам.
Редкие антикварные книги на протяжении всей истории собирательства составляли надежный капитал для владельца. Цены на наиболее редкие экземпляры растут независимо от кризисов в стране и за ее пределами.
4. Ликвидность.
Стабильно высокий спрос на книжные раритеты обеспечивает высокую ликвидность частных библиотек. Наличие развитой инфраструктуры открытых торгов позволяет сформировать оптимальную ценовую оферту.
5. Социальный статус.
Коллекционерами редких антикварных книг и рукописей во все времена были люди просвещенные, среди них большинство составляют известные политики, представители деловых кругов, деятели культуры и искусства.
6. Естественный рост цен на антикварные книги.
Несмотря на тиражность, множество антикварных книг было уничтожено в годы войн и революций, вследствие цензурных запретов. Естественная убыль редких книг происходит и в наши дни. Поэтому цена сохранившихся экземпляров неизменно повышается.
7. Низкий уровень подделок и фальсификаций.
На антикварном книжном рынке практически не случаются подделки и фальсификации. Но иметь среди консультантов опытного эксперта в области антикварной книги не возбраняется.
8. Охота за редкими книгами как шпионский детектив.
Это адреналин ловца за сокровищами, оперативно-тактическая и аналитическая работа сродни целому отделу КГБ или ФБР и, конечно, эндорфинное опьянение счастьем при удачной охоте на раритет.
9. Эстетическое наслаждение от книжного собрания.
Старинные книги и автографы дают их обладателю ощущение путешествия в машине времени. А как блестят золотом в книжных шкафах марокеновые и сафьяновые корешки!