Выставка «Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей» в Музеях Московского Кремля это далеко не первая ретроспектива ювелирного дома Bvlgari. Только за последние пару лет были Serpenti Form в римском палаццо Браски, посвященная змеям в модернистском искусстве, и «Bvlgari и Рим» в мадридском Музее Тиссена-Борнемисы. Но такого масштабного проекта еще не было: в Москву привезли более 500 исторических украшений бренда. О том, почему свою самую большую ретроспективу Bvlgari устраивает в Музеях Московского Кремля, Forbes Life рассказала директор по наследию дома Bvlgari Лючия Боскаини.
— Лючия, как появилась идея создания выставки Bvlgari в Москве?
— В начале 2015 года, когда мы работали над выставкой в Токийском национальном музее, я задумалась над тем, как можно бы было усовершенствовать концепт наших выставок. И мне пришла в голову идея создания ретроспективы, которая рассказала бы не только об индивидуальности и эволюции стиля Bvlgari, но и затронула бы тему изменения ювелирных вкусов и потребностей женщин XX века, поведала бы историю женственности как на примере легендарных актрисах, так и на примере обычных женщин. И мы занялись поиском подходящего музея. Музей Кремля — идеальная площадка для проведения выставки ювелирных украшений не только благодаря своей потрясающей коллекции сокровищ, но и потому что именно здесь проходили самые важные экспозиции драгоценностей последних лет. Совместно с командой Музея Московского Кремля и его директором Еленой Гагариной мы пересмотрели наши архивы свежим взглядом и с новых перспектив. Безусловно, эта выставка — самая важная для нас за последние годы.
— Как изменился бренд Bvlgari в XXI веке?
— Мы всегда стараемся следовать образу жизни наших клиентов. Еще после Второй мировой войны мы поняли, как важно понимать реальных женщин, роли и потребности которых тогда резко изменились. Женщины стали работать, и возник спрос на повседневные украшениях. Тогда мы создали, например, браслет Serpenti на основе гладкого браслета Tubogas, без драгоценных камней. Необычный ход для своего времени.
Сейчас очень важен возраст клиентов. На миллениалов приходится 40% всех продаж всего рынка товаров класса люкс. Поэтому мы расширили наш ассортимент и стали производить в большом объеме «маленькие» лаконичные украшения. Если раньше мы делали минимальное количество повседневных украшений, то сегодня этот сегмент — самый большой по объему производства. То же самое происходит и с модными домами. Также как Коко Шанель шила в основном haute couture, а сейчас Chanel — это в основном pret-a-porte. Кроме того, молодое поколение больше занимается благотворительностью, больше ценит смысл. И мы хотим быть не просто известным брендом, а компанией, которая заботится об общечеловеческих ценностях, об экологии, помогает раскрыться талантам, опекает детей в зонах голода и конфликтов. Bvlgari всегда был активным благотворителем. В следующем году мы будем праздновать десятую годовщину сотрудничества с Save the children. Это наш самый известный проект, однако существует и множество других, о которых не все знают. В 1992 году совместно со Всемирным фондом дикой природы мы создали коллекцию Naturalia. Мы поддерживаем молодые таланты. В этом году совместно с Национальным музеем искусств XXI века в Риме мы первый раз вручим награду молодым художникам Bvlgari Maxxi Prize. Премия будет присуждаться шесть лет.
— Что самое современное будет представлено на выставке?
— Вообще-то я убеждена, что большинство драгоценностей неподвластны времени. Например, сравним две фотографии украшений 1940-х годов. На одной — женщина из той эпохи, на другой — те же самые украшения надеты на современную женщину. Эти женщины совершенно разные и при этом обе выглядят абсолютно гармонично. В этом и фокус выставки: показать, как украшения помогали женщинам самоидентифицировать себя, а не просто продемонстрировать сверкающие камни и эффектный дизайн.
Выставка охватывает столетний период. От серебряных украшений конца XIX века, сделанных самим Сотириосом Булгари, до самых современных экспонатов 1990-х годов.
— Основатель Дома, Сотириос Булгари, родом из Греции. Как так получилось, что Bvlgari стал настолько итальянским брендом?
— Сотириос родился в Греции. Он патриот Греции, это видно в его украшениях. После переезда семьи Булгари в Италию, украшения стали пользоваться популярностью у итальянцев как раз потому, что итальянские клиенты находили их диковинными и этническими. Но в Греции была нестабильность, а политический курс королевской семьи Савойя был выстроен грамотно, экономика способствовала процветанию. Италия «усыновила» Сотириоса, а он с благодарностью и энтузиазмом с головой нырнул в новую для себя культуру. Этот же дух я вижу сейчас в его потомках. Паоло и Никола Булгари из своих личных сбережений жертвуют деньги на больницы, реставрацию памятников, на поддержку Национальной Академии Святой Цецилии, государственный культурный комплекс в Риме, объединяющий концертные, музейные, издательские организации и библиотеки. Булгари не любят освещать это в прессе, я лишь хочу показать, что они действительно чувствуют свою ответственность перед Римом. Эти принципы, выработанные в семье поколениями, и помогли Дому стать одним из самых узнаваемых итальянских брендов.
— Какую эпоху вы считаете самой важной для Bvlgari?
— Два поворотных периода в истории компании приходятся на две смены поколений семьи Булгари. Первая смена поколений произошла, когда бизнес перешел от Сотириоса к его сыновьям, Джорджио и Константино. Сотириос был талантливым предпринимателем, прекрасным руководителем, умел находить красивые вещи, но по сути ювелиром не был. Джорджио учился ювелирному делу. Он провел много времени в Париже, штудировал тонкости ремесла у французских мастеров, а по возвращении преобразил украшения, производившиеся в мастерских на улице Кондотти, где, кстати, и жила семья. Это ключевой момент в истории марки. Bvlgari обрел свои отличительные особенности.
Вторая смена поколений произошла в конце 1960-х, начале 1970-х, когда в управление бизнесом были вовлечены Джанни, Паоло и Никола. Молодые и харизматичные представители младшего поколения Булгари поддерживали дружеские отношения со многими из своих клиентов. Элизабет Тейлор могла зайти на улицу Кондотти во время съемок «Клеопатры», браслет из коллекция Serpenti украшал ее и в жизни, и в кадре, чтобы выпить шампанского с Паоло и Джанни. Все они были ровесниками и вместе ходили по вечеринкам. Им же принадлежат идеи добавить к украшениям Джорджио больше цвета, нетрадиционных форм и необычных сочетаний материалов. В этот период Bvlgari начинает делать более демократичные вещи для работающих женщин, до этого украшения дома были адресованы только аристократам. Курс, заданный в этот период, позволяет Bvlgari расти и совершенствоваться и сейчас.
— В залах Музеев Московского Кремля выставлена коллекция украшений Фаберже. Как вам такое соседство?
— Фаберже был самым узнаваемым ювелиром своего времени, эталоном, можно сказать. Все ювелиры следили за его работой. Я думаю, что стиль Фаберже был особенно близок Константино Булгари, — посмотрите, какое внимание даже к самой крошечной детали в его украшениях. Безусловно, в украшениях Bvlgari и украшениях Фаберже есть некоторое сходство — перекликаются цвета, формы и нестандартные сочетания материалов, но они совершенно разные.