К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Наука творчества: почему государству не надо учить художников

Фото DR
Фото DR
В «Новом крыле» Дома Гоголя до 3 августа идет выставка выпускного курса студентов Института проблем современного искусства (ИПСИ) на тему различных форм и аспектов повседневной жизни. Основатель вуза Иосиф Бакштейн рассказал Forbes Life, как превратить свою жизнь в искусство и стать современным художником

Возможность выбора высшего учебного заведения сегодня — это преимущество нынешних абитуриентов перед моим поколением. После окончания школы у меня был небогатый выбор, куда я мог поступить. Особенно, если учитывать антисемитские настроения, графу «национальность» в паспорте и негласный запрет на зачисление евреев в авторитетные учебные заведения. Я поступил в Московский институт электронного машиностроения.

Потом был период самообразования: книги, журналы, беседы с художниками, писателями, философами, людьми определенного интеллектуального круга. Это было неформально организованное сообщество художников, где мы обсуждали самые актуальные темы современного искусства.

В 1970-е годы я познакомился с Ильей Кабаковым. Общение с ним оказало решающее влияние на формирование моих взглядов на художественную практику.

 

Многие годы мы жили рядом с художником Александром Меламидом. Стали друзьями, много говорили про искусство, и на моих глазах в 1972 году Алик Меламид и Виталий Комар придумали соц-арт. Сейчас соц-арт — направление в мировой истории искусств.

Александр Щуренков. «Сетчатые структуры», 2018
Александр Щуренков. «Сетчатые структуры», 2018·Фото DR

Тогда подобному искусству не учил ни один вуз в стране.

 

Диссертацию я защитил в Институте социологии, получил степень кандидата философских наук.

В 1990 году вместе с художниками Еленой Елагиной и Игорем Макаревичем я в первый раз выехал в Америку для организации выставки Beffhtween Spring and Summer. Soviet Art in the Era of Late Communism. Впечатленные тем, как существовала и развивалась художественная сцена на Западе, мы, вернувшись в Россию, приняли решение организовать Институт современного искусства.

На мой взгляд, слабость современной художественной культуры в России заключается в том, что наша жизнь недостаточно насыщена интеллектуально. Культура анализа, обсуждения, комментария, рефлексии очень слаба.

 

Практически отсутствует знание о том, что происходит за рубежом. В интернациональном художественном сообществе теоретики обладают огромных влиянием, а у нас авторитет интеллектуала очень низок, да и их самих очень мало.

Алена Селецкая. Spider Spawn
Алена Селецкая. Spider Spawn·Денис Есаков

В 1992 году Институт начал свою образовательную деятельность и остается востребованной образовательной платформой до сих пор. О качестве образования можно судить, проследив как работают и где представляют свои произведения выпускники ИПСИ. Среди них есть признанные мастера — Елена Ковылина, Виктор Алимпиев, Хаим Сокол, Оля Кройтер и многие другие. Ирина Корина и Таус Махачева в 2017 году на Венецианской биеннале представляли свои работы в интернациональном выставочном проекте, где выбор делает независимый куратор.

У государственных и негосударственных учебных организаций разная правовая основа. Деятельность государственного ВУЗа регламентирована, у нее есть определенные рамки. В этом смысле у ИПСИ существенное преимущество — мы более гибкие и можем быстро менять образовательную программу, ориентируясь на сегодняшние изменения в интернациональной художественной практике. Такие проекты, как сотрудничество с Аукционным домом Phillips позволяет представлять работы выпускников и студентов ИПСИ на международном арт-рынке.

От одного к другому
От одного к другому·Денис Есаков

Художникам нужны разные формы образования, от краткосрочных курсов до традиционного пятилетнего обучения. Это позволяет каждому создавать свой собственный образовательный план. Наш Институт всегда отличался академическими и фундаментальными знаниями.

Программа выстроена таким образом, что только сам учащийся, в силу своей самоорганизации может получить максимальную пользу от процесса.

Ректор Института Светлана Калашникова постоянно заботится о том, чтобы учащиеся получили для этого все ресурсы, имеющиеся у Института. У нас нет обязательной сдачи работ, или тому подобных отчетных документов, но если ты не вовлечен в процесс и не прикладываешь максимум усилий, вряд ли сможешь реализовать свои смелые замыслы.

 
Я убежден: у человека, который хочет стать влиятельной персоной в какой бы то ни было сфере, должны быть абсолютные амбиции.

У него должны быть радикальные идеи и готовность идти до конца, он должен быть последователен в достижении цели, понимать интересы людей лучше, чем они понимают их сами, и обладать даром убеждения. Он должен обладать умением смотреть на вещи с точки зрения вечности и способностью брать на себя риск и ответственность. Это сложно. Но этому можно научиться.

Олеся Лавриенко «Руны»
Олеся Лавриенко «Руны»·Денис Есаков

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+