В ЦДХ привезли 100 работ Бэнкси, знаменитого street art художника, автора граффити, которого еще недавно на дух не переносили музеи и галереи и преследовала полиция. Сейчас каждое его граффити расценивается как политическое откровение.
— говорит куратор и организатор выставки Александр Начкебия. В белой раме под стеклом кусок картонной коробки с трафаретным рисунком, на котором лицо полицейского закрыто улыбающимся эмодзи.
Еще недавно арт-критики были уверены: несмотря на весь шум вокруг него, Бэнкси никогда не попадет в коллекции респектабельных музеев. Но в 2009 году в Бристоле у Бэнкси открылась первая выставка, затем на Christie's три работы Бэнкси были проданы за £200 000. С тех пор их цена возросла почти до полутора миллионов.
«В Британии Бэнкси — национальный герой. 80% британцев однозначно идентифицируют «Девочку с красным шаром» как работу Бэнкси. Это очень высокий показатель. Спросите в Москве у кого-нибудь о работе современного художника, как думаете, многие ли угадают автора?» — говорит Александр Начкебия.
«Девочка» появилась на мосту через Темзу в 2002 году. Кто-то приписал к ней there is always hope, и с тех пор рисунок стал одним из главных символов уличного искусства.
Конечно, кусок лондонского моста в Москву никто не привез. Это одна из главных проблем коллекционирования стрит-арта музеями — его очень сложно собирать и экспонировать. А еще сложнее подтвердить подлинность.
«Мы не брали в нашу коллекцию работы, не подтвержденные сертификатами подлинности. Меня часто спрашивают, почему мы не выставляем куски стен? Дело в том, что компания Pest Control, которая занимается подтверждением подлинности работ Бэнкси, очень редко сертифицирует его уличные работы. Мы не хотели деноминировать авторитет выставки сомнительными работами».
В Америке, в штате Юта, Бэнкси написал несколько крыс в 3D-очках. На следующий день выпал снег, и сохранилась (и была подтверждена) только одна крыса на двери Египетского театра в Парк-Сити. В процессе подготовки выставки кураторы получили фотографию работы с такой же крысой с предложением показать ее в экспозиции. Единственное, что вызвало сомнение, — она подозрительно хорошо сохранилась. «Мы посмотрели все фотографии в Instagram, которые были сделаны в те дни в Парк-Сити. Оказалось, что крысы Бэнкси смотрели налево, а та, что предложили нам, направо. То есть трафарет скорее всего другой. И хотя это была очень красивая работа, выполненная на целом куске бетона, нам пришлось от нее отказаться», — объясняет куратор.
Непростая история и у Love is in the Air, которую Бэнкси нарисовал на Берлинской стене. В коллекции одного европейского музея есть такая работа, вырезанная из стены, но не подтвержденная сертификатом происхождения. И несмотря на то, что эта работа очень узнаваема, нет никакой гарантии, что это подлинный Бэнкси, — все его трафареты для этого граффити были одного размера, а тот, что хранится в музее, на 2 сантиметра больше. Почему так? Может, он делал рисунок, не прислоняя трафарет к стене? Тогда бы граница краски была нечеткой. И вряд ли эксперты смогут найти ответ на этот вопрос без подсказки автора.
Кураторы выставки не признаются, знают ли они Бэнкси в лицо. Художник не поддерживает выставки, которые организовывает не он сам. Бэнкси считает, что кураторы и музейщики зарабатывают деньги на его искусстве. Хотя отрицание музеев — тоже маркетинговый ход. Бэнкси в курсе, сколько стоят его работы, и сам зарабатывает на этом хайпе вокруг своего имени.
«Кураторы музеев, где он работал, наверняка знают, кто скрывается за именем Бэнкси, — продолжает Начкебия. — Но арт-сообщество уважает художника и его право не раскрывать свой псевдоним, иначе уже давно его кто-нибудь слил бы. С другой стороны, эта интрига и есть часть имиджа Бэнкси».
На московской выставке работы из собрания 30 коллекционеров. «Первый вопрос, который мне задавали коллекционеры: как я могу быть уверен, что это ко мне вернется?» — рассказывает куратор. Один музей, предоставивший свои работы, прописал в контракте, что при любых экономических или политических коллизиях как внутри страны или во внешней политике России он сразу же заберет свою коллекцию.
Организаторы выставки застраховали экспозицию на £10 млн. Среди самых дорогих работ оказались принты и холсты Бэнкси на суммы, начинающиеся с €250 000. Например, принт «Джоконда» существует всего в двух экземплярах, один из которых представлен в Москве, другой в 2006 году был продан за £56 000. Сегодня его оценочная стоимость €700 000. Серию «Кейт Мосс» из шести принтов номер 17 (каждый принт был сделан тиражом в 20 экземпляров), выполненную в духе Энди Уорхола, эксперты оценили в £600 000. Когда Кейт Мосс вернулась из свадебного путешествия, она обнаружила портрет Бэнкси у себя в ванной.
Помимо «Джоконды» и «Кейт Мосс» на выставке показывают обложку пластинки группы One Cut с эскизом Бэнкси, оцененную в €300 000; диптих с незамысловатыми человечками на деревяшке в золотой раме; дверь с незаконченным граффити, оцененную в €700 000 (кураторы полагают, что художника кто-то спугнул: вторая дверь с обезьяной и законченной надписью keep it real находится в музее MOCO в Амстердаме); и банкноты, нарисованные Бэнкси. Этими деньгами можно было расплачиваться на выставке Dismaland, которая прошла в 2015 году на территории заброшенного курорта «Тропикана» в городе Уэстон-сьюпер-Мэр в Англии. В той выставке приняли участие 52 художника. Каждому из них Бэнкси подарил свою небольшую работу.
Пример Бэнкси показывает, как искусство перешагнуло границу, отделяющую его от вандализма. Искусство Бэнкси предельно доступно зрителю, лишено музейного снобизма, а сам автор поддерживает товарищей по цеху. Продав серию принтов «Выбирай свое оружие правильно», Бэнкси передал все деньги на поддержку российской арт-группы «Война».
«Бэнкси понятен, лаконичен, своевременен. В этом и есть его талант: выхватить образ, который понятен всем, — говорит Александр Начкебия. — Поэтому Бэнкси нужен всем». Это подтверждают цифры: за первый же день московскую выставку посетили 6000 человек. Затем экспозиция поедет в Санкт-Петербург, Милан, Турин, Неаполь, Мадрид, Париж, Барселону и Брюссель.