Ленинград, начало 1980-х. На Финском заливе в большой компании отдыхает известный музыкант Майк Науменко, переживающий непростой момент в творчестве и личной жизни. На пляж приходит молодой музыкант Витя с другом, гитарой и портвейном. Витя по фамилии Цой покоряет всех своими искренними и простыми песнями.
Съемки картины о Викторе Цое, начавшиеся в конце июля прошлого года, пришлось заморозить после задержания Кирилла Серебренникова. Режиссер смонтировал фильм уже под домашним арестом, а съемочная группа снимала недостающие эпизоды по записям с репетиций. Премьера «Лета» прошла на Каннском кинофестивале, собрав толпу людей в футболках с хештегом #FreeKirill. Акцию поддержал директор фестиваля Тьерри Фремо. Но основных призов картина не получила, лишь участникам группы «Звери» вручили статуэтку за лучший саундтрек.
Самый большой вклад в успех фильма внес, действительно, Рома Зверь, сыгравший лидера группы «Зоопарк». Главный герой фильма — Майк Науменко, а не Виктор Цой, как можно подумать. В картине вокруг Науменко кипят нешуточные страсти: жена влюбилась в его юного протеже Витю, альбом не пишется. Все, что остается герою, — надеть непроницаемые солнечные очки. В роли Цоя — кореец Тео Ю, профессиональный актер и выпускник школы Ли Страсберга. Он гораздо старше своего героя, но невероятно гармоничен в образе. Чтобы сыграть Цоя, Тео Ю просмотрел, кажется, все видео с участием Цоя. В итоговой версии его дублировал Денис Клявер из группы «Чай вдвоем», так что оценить русский язык корейца не удастся.
Авторы сценария Михаил и Лили Идовы переработали мемуары Натальи Науменко, вдовы Майка Науменко. Женский взгляд на рок-сцену 1980-х обещал оживить картину, сделать ее более романтичной, показать музыкантов обычными людьми, у которых есть семьи и личная жизнь. В роли Натальи снялась Ирина Старшенбаум, она чудесно хлопает ресницами и влюбленно смотрит то на мужа, то на Виктора Цоя.
В любой увлекательной сцене появляется скептик, кидающий фразы о том, что на самом деле этого не было. Он показывает, каким мог быть Советский Союз, если бы западная музыка звучала из каждого утюга, как пионерские песни. По его версии панки пели в электричке Talking Heads, а в троллейбусе — Игги Попа. Черно-белая картинка сменяется яркой любительской съемкой и анимацией, превращая хроники 1980-х в анилиновый мюзикл. Музыкальные эпизоды идут в нарезку с квартирниками, концертами, романтическими вечерами — но этого хватает, чтобы удержать саспенс в первый час, когда действие выглядит захватывающим и даже провокационным. Когда действие переваливает на второй час экранного времени, становится скучно.
Фильм «Лето» планировался как сборник ностальгических лиричных зарисовок. Но с трактовкой событий согласилась только Наталья Науменко. Остальные участники событий фильм не одобрили еще до премьеры: Борис Гребенщиков назвал сценарий «ложь от начала до конца», а один из основателей группы «Кино» Алексей Рыбин запретил упоминать свое имя в фильме, заявив, что намерен снять свою версию этой истории.
«Лето» оказалось удивительно аполитичной зарисовкой. Музыканты словно витают в безвоздушном пространстве: рисуют постеры, перекупают пластинки зарубежных исполнителей, на слух записывают и переводят тексты песен. Их принимает Ленинградский рок-клуб, и всем хорошо. Зрителям остается сидеть перед экраном, как на детском утреннике, где нельзя вставать без разрешения воспитательницы и слишком бурно демонстрировать свои эмоции.