К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Фигура авангарда. В Москву везут раннего Малевича за £350 000

Фото DR
Фото DR
Гастрольная выставка русских торгов аукциона Sotheby’s пройдет в Музее архитектуры 23 и 24 мая

5 июня в Лондоне на русских торгах Sotheby’s будут продавать «Тайну искушения» Малевича 1908 года c портретом Ивана Клюна на обороте.

Малевич, как и Фаберже, нужен всем. Что еще будет на русских торгах этим летом, рассказывает Ирина Степанова, генеральный директор Sotheby’s Россия:

Ирина, какие из топ-лотов всегда в цене, что называется «вечные ценности»?

 

Среди классического искусства это, безусловно, работы академиков живописи Михаила Нестерова «Одинокая женщина» (£200 000-300 000), Ивана Айвазовского «Часовня на берегу в лунную ночь» (£180 000-250 000) и серию изумительных тонких миниатюр  Ивана Похитонова (£30 000-60 000).

Вечные ценности авангарда представлены «Тайной искушения» основоположника супрематизма  Казимира Малевича (£250 000-350 000). Эта акварель — редкий пример фигуративной работы классика русского авангарда и одна из чуть более десяти работ мастера, выставленных на продажу за последние десять лет.

 
Иван Айвазовский (1817-1900) Часовня на берегу в лунную ночь 1851 холст, масло
Иван Айвазовский (1817-1900) Часовня на берегу в лунную ночь 1851 холст, масло

Более поздний период представлен полотном «Эксельсиор» (£250 00-350 000) 1934 года Павла Челищева, представителя мистического  сюрреализма, направления, которое художник стал развивать задолго до Сальвадора Дали. Полотно происходит из коллекции филантропа Сеймура Штайна. В 1934 году Челищев получил приглашение от английского мецената Эдварда Джеймса, покровительствовавшего сюрреалистам, погостить летом в его поместье Уэст-Дин в графстве Сассекс. Это время стало для художника самым счастливым и плодотворным за весь его английский период.

«Эксельсиор» — переработанный этюд к тройному портрету Чарльза Генри Форда, который художник исполнил годом ранее. На картине первая и, вероятнее всего, вторая фигуры написаны с Форда, а моделью для третьей, более смуглой фигуры, послужил, как принято считать, Паркер Тайлер. Челищев был очарован юным поэтом Генри  Фордом, и эта встреча навсегда изменила его творчество. За исключением портретов людей из высшего общества, которые Павел Челищев писал на заказ, в большинстве его работ до встречи с Фордом человеческие фигуры представали либо безликими, либо вовсе обезглавленными, подобно классическим бюстам в его портретах-натюрмортах. Важно в этой работе и то, что это тройной портрет (если не считать четвертую, едва различимую фигуру), поскольку это прямая отсылка к тройной перспективе, с которой работал художник. В едином пространстве картины автор разместил три точки схождения линий перспективы: на одну из голов мы смотрим прямо, ну вторую — сверху, а на третью — снизу. Так художник, по его собственному признанию, изобразил Тело, Душу и Дух.

Павел Челищев (1898-1957) Эксельсиор 1934 холст, масло
Павел Челищев (1898-1957) Эксельсиор 1934 холст, масло

Из  прикладного искусства на торгах лидирует императорский свадебный подарок: икона-триптих Феодоровской Божией Матери в позолоченном серебре и эмали братьев Савельевых из Костромы, 1894 год (£80 000-120 000). Эта удивительная икона была преподнесена последнему российскому императору Николаю II по случаю его женитьбы на  Алисе Гессен-Дармштадтской.

 

Почему Фаберже мало не бывает?

Изделия Фаберже всемирно известны и любимы. Помимо фантазии, качества  и тончайшего мастерства изделия Фаберже получили всемирную славу благодаря русской императорской фамилии и монаршим подаркам,  которые  семья делала всем без  исключения царствующим домам Европы. Фирма не забывала и о простых покупателях – подстаканники, табакерки, булавки, запонки и коробочки для украшений стали излюбленными подарками состоятельных русских. Изделия фирмы очень быстро приобрели высокий статус и распространились по всему миру. Вслед за Европой лихорадка перекинулась на Америку, где  и сформировался устойчивый рынок на изделия и украшения Фаберже, впрочем, как и на иконы и на предметы прикладного искусства.

Карл Фаберже  поступил очень мудро, заложив высокие этические стандарты и принципы компании, а заодно став  поставщиком и другом императорского двора – лучшей  рекламы быть не может.

Кто из русских художников, представленных на торгах, устойчиво растет в цене?

Лидируют  авангардисты, работы  ведущих художников 10-20-х годов прошлого века растут в цене. Предсказуемо высокий интерес мы ожидаем к работам Малевича, Ермолаевой, раннего Кончаловского.

 

В то же время редкость работы и качество исполнения имеют колоссальное значение, как например, полотно «Дом в Гурзуфе. Интерьер в свете свечей» Константина  Коровина,  которое более века не покидало коллекцию одной семьи и выставляется на аукцион впервые. Эта картина была написана Коровиным в его любимом Гурзуфе, где художник создал многие из его лучших работ, в один из лучших периодов его творчества.

Вера Ермолаева (1893-1938) Эскиз супрематического оформления фасада здания бумага, гуашь, карандаш
Вера Ермолаева (1893-1938) Эскиз супрематического оформления фасада здания бумага, гуашь, карандаш

Или главная из известных работ Петра Смукровича «Туалет», это роскошное масштабное полотно привлекло внимание критиков на выпускной выставке Императорской Академии художеств 1913 года. Один из авторов журнала «Аполлон» назвал картину самой искусно выполненной в тот год работой, особо отметив техническое мастерство.

Сейчас мы наблюдаем и ренессанс интереса к классикам  XIX века – Шишкину, Айвазовскому, Маковскому, Боголюбову.

Какие из лотов на этих торгах могут быть особенно интересны азиатским коллекционерам?

 

Китайские коллекционеры сейчас лидируют на международных торгах и арт-ярмарках  и составляют устойчивую конкуренцию арабским покупателям. Только на  Sotheby’s в 2017 году они суммарно потратили $1,6 млрд.

Их интересуют все категории торгов от родных китайских древностей до импрессионистов и международного современного искусства.

К русскому искусству у них очень теплое отношение. В Китае большим уважением пользуется русская академия, ее школа и традиции. На предстоящих торгах китайских коллекционеров могут заинтересовать работы как Ивана Шишкина, Ивана Айвазовского,  Александра Киселева, Константина Маковского и Михаила Нестерова, так и их продолжателей Константина Коровина, Шухаева, Александра Яковлева и Николая Фешина.

Петр Кончаловский (1876-1956) Новгород. Церковь Бориса и Глеба 1925 холст, масло
Петр Кончаловский (1876-1956) Новгород. Церковь Бориса и Глеба 1925 холст, масло

Вместе с тем не будем забывать об общем советском прошлом, как и у нас, так  и у китайцев бурно развивался соцреализм с его счастливыми рабочими и колхозниками, бодрыми и веселыми студентами, заливными лугами и счастливыми деревнями. У многих этот период до сих пор окрашен теплыми воспоминаниями.

 

Безусловным хитом этого периода станет масштабное полотно Владимира Стожарова «Большая Пысса» (£150 000-200 000), один из любимейших сюжетов художника — привольная северная деревня на крутом берегу реки Мезени.

Думаю, поэтому китайские коллекционеры будут бороться с нашим покупателям и за работы Алексея и Сергея Ткачевых, Юрия Пименова, Виктора  Попкова и Сергея Герасимова.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+