Въезд разрешен: как получить визу США в разгар дипломатических войн
Отношения между Вашингтоном и Москвой катятся в пропасть. Страдают глобальная политика, большая экономика, гуманитарные проекты и, конечно же, обычные люди. Ярчайшим событием «холодной войны лайт» стало взаимное сокращение дипмиссий. 26 марта Белый дом анонсировал очередную высылку российских дипломатов и закрытие генконсульства России в Сиэтле, и вот последовал симметричный ответ нашего МИДа. Как заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, Россия высылает 58 американских дипломатов за «деятельность, несовместимую с дипломатическим статусом» и закрывает генеральное консульство США в Санкт-Петербурге. Предоставленное под эти цели административное здание предстоит освободить не позднее 31 марта 2018 года.
Значит ли это, что процесс получения американской въездной визы, и без того довольно длительный, затянется для всех россиян?
Как обстоит ситуация с выдачей
Еще в августе 2017-го посольство США пообещало о замедлении консульской деятельности и прежде всего увеличении срока выдачи гражданам России неиммиграционных виз. Впрочем, пользователи Рунета убеждены, что негласно речь идет о полной блокировке. Мол, единственный, оставшийся нам теперь способ — подаваться через консульства США в близлежащих государствах, например, в странах Балтии, на Украине, в Грузии.
Неиммиграционные визы, напомним, выдаются лицам, которые планируют въехать в США временно. Для бизнеса и приобретения недвижимости — категория B-1, для туризма, отдыха, посещения друзей — категория B-2, при сочетании вышеназванных целей — B-1/B-2.
После выдворения американских дипломатов в августе 2017-го выдача виз россиянам действительно приостановилась примерно на месяц по всей стране. Но уже в сентябре работа посольства США в Москве вошла в привычную колею, а с 11 декабря «ограниченное количество собеседований» начали вновь проводить генконсульства в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке. В ближайшее время генконсульство в Петербурге и вовсе закроется.
Стандартный порядок таков. На сайте заполняется анкета на английском языке. Затем надо зарегистрироваться, получить письмо с паролем и войти в личный кабинет. Визовый сбор для категорий В1 и В2 составляет $160, но принимается в российской валюте (в данный момент — 9600 рублей) безналичным способом, с помощью онлайн-банкинга. Когда оплата подтверждена (это занимает несколько часов), в личном кабинете открывается сетка записи на собеседование. До прошлого августа ближайшие свободные даты выпадали через неделю-две в зависимости от сезона (зимой быстрее). Сейчас эксперты советуют закладывать не менее двух месяцев.
Из-за чего можно получить отказ
В Москве сегодня запись длинная, ведь за время «простоя» и тех четырех месяцев, когда столица принимала заявителей со всей России, накопилось много необработанных запросов. Поскольку посольская команда значительно поредела, то в одну дату рассматривается уже не порядка 50-60 заявлений, а гораздо меньше. Не исключено, что после закрытия генконсульства в Сиэтле подобная участь постигнет одно из представительств США на территории нашей страны. А значит, нагрузка на оставшихся сотрудников вновь возрастет, что, вероятно, скажется на времени ожидания собеседования. Другое дело, что это никак не повлияет на сам его ход. Как правило, беседа проходит довольно быстро и успешно заканчивается, если соблюдать некоторые правила.
«Часто приходится слышать, что получение неиммиграционной визы — лотерея, — говорит основатель портала для русскоязычных в США Rubic.us Катерина Панова. — Посредники любят запугивать, дескать, только мы обладаем тайными знаниями и поможем. Но правда в том, что россиянам вообще отказывают крайне редко. Всего в 11,6% случаев. Для сравнения, в Грузии заворачивают 61% запросов, на Украине — треть».
По мнению Катерины Пановой, принципиально ничего не изменилось. Как и прежде отказ (о нем вы скорее всего узнаете сразу — вам просто вернут загранпаспорт) всегда имеет мотив. В США действует так называемая «презумпция иммиграции». На собеседовании вы должны доказать, что не собираетесь становиться нелегальным мигрантом. Данное требование к заявителю может быть жестче вовсе не от текущей политической конъюнктуры, а от общего экономического, демографического, социального климата страны проживания. Россию же, как и весь регион бывшего СССР, американские чиновники относят к обществам с высоким эмиграционным желанием.
Катерина Панова приводит следующий пример, иллюстрирующий логику визового офицера США. В прошлом году ее знакомому фотографу отказали в турвизе. Что интересно, ранее он успел отучиться в американском вузе. А теперь, спустя какое-то время, собирался в Миссури за забытыми книжками. Дома оставались жена, мама и бабушка, находящиеся на его попечении.
«Офицеру он сообщил буквально следующее: «Мне нужно ехать в крошечный городок на Рождество», — продолжает Катерина Панова. — Леша не сказал, что книги по фотографии — ценные вещи, оставшиеся от учебы в магистратуре. Что не увез их из-за перевеса и сейчас они хранятся у друзей. Что потом собирается в роуд-трип по Калифорнии. Офицер тоже растерялась, а они обычно отличные психологи. Видимо, давно такой ахинеи не слышала. Только уточнила: «На Рождество люди к семье едут, а вы наоборот?» Леша ответил: «Почему бы и нет, я всегда работаю на Рождество». Разумеется, он имел в виду, что в праздничные дни больше хорошей репортажной фактуры. Но офицер рассудила иначе: «Буду фотографировать детей в торговых центрах на коленях Санта-Клауса по $50 за снимок, моих женщин же надо кормить». Вот вам и готовое нарушение визового режима».
«Мне примерно так же отказали, — делится один из наших соотечественников. — Я признался, что тружусь на удаленке по контракту на компанию в США, а еду на месяц. Офицер в ответ резонно заявил, что американские работодатели не отпускают сотрудников в отпуск на такой большой срок. Следовательно, я буду оттуда работать. Разубедить не получилось. В следующий раз намерен подавать документы в одиночку, без семьи. И только на пару недель».
А вот еще одна история несостоявшихся американских каникул. Молодая семья, собиравшаяся в отпуск с детьми, получила отказ. Рассказывая о своих планах, они упомянули поездку во Флориду. На вопрос офицера «зачем?» ответили: «В Диснейленд». Этого хватило, чтобы заподозрить их во лжи. В упомянутом штате находится несколько парков развлечений (Epcot, Magic Kingdom, Hollywood Studios, Animal Kingdom), но там нет самого Диснейленда. Офицер решил, что ему морочат голову. Ведь путешествие по диснеевским паркам для большой семьи удовольствие недешевое: американцы планируют таковое детально, заблаговременно изучая маршрут, бронируя места ночевок и выкупая билеты.
Впрочем, по словам экспертов, даже кристальная честность и финансовые гарантии путешествия не всегда служат залогом удачного прохождения собеседования. Напротив, миссия выполнима, если ваша «лапша» выглядит правдоподобной с точки зрения визового офицера и не расходится с условиями выбранной визовой категории. Например, глубоко безработный бородач в растянутой футболке может рассказать про любовь к автостопу и легко получить визу. По мнению Катерины Пановой, это объяснимо. Если он никогда не работал, то не начнет шабашить и в США. Раздолбай-автостопщик укатит в Мексику и дальше, а не будет пытаться пустить корни.
Выводы
- Учитывая длинную очередь и то самое «замедление консульской деятельности», планируйте визит заранее.
- Помните, что не бывает бессмысленных отказов, и дьявол укрывается в деталях. Алгоритм действий офицера единообразен для всего постсоветского пространства.
- К собеседованию в консульстве нужно тщательно готовиться.
- Если вам отказали, не стоит паниковать — подавайтесь еще раз, собрав дополнительные доказательства своей связи с родиной. Кроме того, с вами будет общаться уже другой визовый офицер, который может отнестись к вашему желанию посетить США с большей лояльностью.