К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Что невиданного покажет Большой в новом балете «Анна Каренина»

Фото Александра Кряжева / РИА Новости
Фото Александра Кряжева / РИА Новости
Премьера по Гамбургскому счету: секс на музыку Шнитке, трактор и танцы с косами

23 марта в Большом — премьера балета «Анна Каренина». Роман Льва Толстого инсценирует американский хореограф Джон Ноймайер, многолетний худрук Гамбургского балета. Постановочные расходы Гамбургский балет и Большой театр разделили, вступив в так называемую копродукцию. Мировая премьера «Анны Карениной» прошла в июле 2017 года в Гамбурге. Сейчас настала очередь Москвы.

Зачем смотреть «Анну Каренину» тем, кто уже читал роман

В среднем, с момента изобретения кино, роман Толстого экранизируют каждые три года, а все первые красавицы своего времени стремятся сыграть Анну: Грета Гарбо, Вивьен Ли, Марлен Дитрих, Татьяна Самойлова, Майя Плисецкая, Жаклин Биссет, Софи Марсо, Татьяна Друбич, Кира Найтли, Елизавета Боярская. По мотивам романа непрерывно создают телесериалы, драматические спектакли, мюзиклы, оперы и балеты.  У новой «Карениной» в Большом в Москве большая компания: в репертуаре Театра Вахтангова — пластическая драма Анжелики Холиной, в Музтеатре Станиславского и Немировича-Данченко — балет Кристиана Шпука, в Театре оперетты — мюзикл Романа Игнатьева с текстами Юлия Кима.

Из всех мировых хитов о любви со смертельным исходом Анна Каренина — единственная героиня, погибающая от своей любви, без отягощений сословным неравенством и унижений бедностью, безденежьем, в отличие, например, от госпожи Бовари или Дамы с камелиями, Травиаты.

 

Способность успешных людей испытывать чувства такой силы, чтоб влюбиться без памяти, погубить свои карьеры и репутации, сгореть от страсти  вызывает неуемное человеческое любопытство, независимо от политических и экономических ситуаций, международной обстановки и научно-технического прогресса. Аристократический мир рухнул, социальная роль женщины принципиально изменилось, церковные браки сменили гражданские, бракоразводные процессы стали нормой жизни, вместо балов знакомятся в Tinder — ландшафт романа Толстого исчез — а история Анны Карениной никуда не делась. Способность Анны Карениной генерить страсть, выражаясь современным разговорным языком, — такой же феномен, как, например, батарейка, заряжающая айфон за 30 секунд, стартап Абрамовича. Чем рациональнее время, тем дороже настоящие  чувства.  Как в начале романа подметил Толстой, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», так каждая постановка «Анны Карениной» дает новую версию ответа, каково это полюбить так страстно, чтобы умереть от любви.

Поддержать новую работу Джона Ноймайера в Большом выстроилась очередь из спонсоров и меценатов: компании «Северсталь» и ювелирно-часового дома Cartier ( компания давно приятельствует с театром, реставрировала старинную мебель, приглашала Монику Белуччи на открытие и устраивала ужин в честь 80-летия Майи Плисецкой, но выдать денег на балет — €100 000 стандартная плата за право быть спонсором спектакля — решилась в первый раз) до Андрея Костина, который пожертвовал на постановку свои личные средства.

 

Что нового расскажет хореограф Джон Ноймаейр  об Анне Карениной

В Москве у Джона Ноймайера репутация гениального интерпретатора русской классики. До «Анны Карениной» в Большом на сцене музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко шли его балеты «Чайка» по Чехову и «Татьяна» по Пушкину.

О том, чем его заинтересовал роман Толстого в наше время, Джон Ноймайер рассказал на своем творческом вечере в театральном музее имени Бахрушина за несколько дней до премьеры, убежав со световой репетиции (Джон Ноймайер — не только хореограф-постановщик балета, но и автор либретто, сценографии, художник по костюмам  и создатель концепции светового оформления). Ноймайер, литературовед по образованию, напомнил, что никогда не инсценирует литературные произведения буквально, а исследует круг авторских идей в контексте времени, а потом, опираясь на собственные впечатления, сам моделирует ситуации на тему сюжета романа. Так, рассказал хореограф, посмотрев «Чайку» Андреа Брет в театре «Шаубюне», он понял, что в пьеса Чехова — это треугольник отношений «любовь-жизнь-театр», и поставил свою «Чайку», превратив Треплева в хореографа-модерниста, Аркадину — в балерину классического балета, а Тригорина — в хореографа-академиста.

Рассуждая об «Анне Карениной», Ноймайер обратил внимание на то, что в романе Толстой описывает актуальные, современные ему события. Например, в финале Вронский уезжает на сербско-турецкую войну, которая началась в 1876 году, то есть во время создания первых глав романа  в 1873 году, ни о какой войне еще речь не шла. Пользуясь приемом Толстого, создатель балета перенес свою «Анну Каренину» в наше время. Поэтому паровоз — только игрушечный, в руках у Сережи, зато Кити и Левин носят клетчатые рубашки канадских лесорубов и ездят по сцене Большого на тракторе, а Вронский вместо скачек играет в лакросс.

 

Выбирая музыку к балету, хореограф сделал ставку на Чайковского, добавив Альфреда Шнитке ( все откровенные, сексуальные сцены идут под Шнитке) и Кэта Стивенса, взявшего имя Юсуф Ислам после перехода в ислам. По мнению Ноймайера, его духовные искания близки поискам смысла в жизни Константина Левина.

В «Анне Карениной» хореографа Ноймайера нет правых и виноватых: «Герои могут быть прекрасными людьми и одновременно совершать чудовищные поступки. Ведь даже Орфей оглянулся в подземном царстве, спустившись за Эвридикой».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+