Что смотреть на 8 марта: выставки в московских музеях, куда можно пойти на свидание
МАММ, «Гастроли. Музей Людвига»
Из собрания коллекционеров и меценатов Ирены и Петера Людвигов, подаренного Русскому музею, в Москву приехали 38 работ. «Музей Людвига в Русском музее» — единственное в России крупное собрание произведений современного актуального искусства с послевоенного времени до начала XXI века. Коллекция ежегодно пополняется за счет даров художников и их потомков и за счет приобретений, сделанных на средства фонда Людвига. Сейчас в собрании работы 150 авторов. В МАММ привезли работы Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Джеффа Кунса, Роберта Раушенберга, Йозефа Бойса, Класа Олденбурга, Джонатана Борофски, Джеймса Розенквиста, Герхарда Рихтера, Йорга Иммендорфа, Джаспера Джонса, Сая Твомбли, Тома Вессельмана, Ансельма Кифера, Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Дмитрия Пригова, Михаила Рогинского, Игоря Макаревича, Виктора Пивоварова, Сергея Мироненко, Николая Овчинникова, Эдуарда Штейнберга, Инспекции «Медицинская Герменевтика» (Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман, Павел Пепперштейн), Игоря Ганиковского, Ивана Чуйкова
Музей русского импрессионизма, «Жены»
Идея выставки принадлежит коллекционеру, создателю музея, предпринимателю Борису Минцу. Кураторы выставки за год собрали 40 портретов жен художников конца XIX-середины XX века. Работы представили 15 музеев и 17 коллекционеров. На полотнах — жены Игоря Грабаря, Бориса Кустодиева, Валентина Серова, Михаила Врубеля, Петра Кончаловского, Александра Дейнеки, Роберта Фалька, Константина Юона. При всей очевидности темы и известности семейных союзов, впервые российское искусствоведение посвящает выставку именно женам художников. «Для большинства жен замужество стало окончанием собственной творческой карьеры и началом служения мужу. Исключений немного: это, пожалуй, Наталья Гончарова, Варвара Степанова, жена Александра Родченко, и основательница балета «Березка», лауреат сталинской премии Надежда Надеждина, жена Владимира Лебедева. Чтобы сосчитать тех, кто будучи в браке, смог реализоваться в профессии, хватит пальцев на обеих руках, — говорит Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма. — Важно то, что в XXI веке и музейщиков, и зрителей впервые заинтересовало, кто же эти женщины, какими они были».
По установившейся в музее традиции, работы оригинально представлены. Парфюмеры компании Demeter создали ароматические фантазии на темы картин. Чистые природные запахи — липы, клевера, — которые нанесли на предметы — бумажный кораблик, зонтик, лепестки декоративных цветов, —и выставили рядом с работами в клошах, прозрачных колбах на подставках. Приподнял крышку колбы, вдохнул аромат, посмотрел на портрет.
Театральный музей Бахрушина, «Два века Петипа»
200 лет назад родился Мариус Петипа, французский танцовщик, танцовщика, балетмейстер, педагог, служивший в Мариинском театре более 60-ти лет, поставивший более 70-ти балетов, сделавший своим вдохновенным трудом Санкт-Петербург мировой балетной столицей XIX века. В каретном сарае Театрального музея показывают архив Петипа, спасенный театральным коллекционером Алексеем Бахрушиным во рея революции 1917 года, доску с гравировкой из драгоценных металлов в честь 50-летия службы Мариуса Петипа в Российской Империи, 40 эскизов костюмов к балетам. Куратор выставки театровед Сергей Коняев проводит авторские экскурсии.
Музей Москвы, выставка Ольги Солдатовой «Весениий самолет»
Ольга Солдатова — художник, продолжающий «большой стиль» советской эпохи, времени, когда зародился уникальный сплав авангарда, ар-деко и классицизма. Любимые символы Солдатовой — звезда и самолет, мозаика — ее любимая техника. Новые работы Солдатовой созданы так, чтобы смотреть их с закинутой головой, в самых разных техниках, от акварели до наборных техник с наждаком, войлоком, смальтой и камнем.