К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Фильмы недели: «Смерть Сталина» и «Хэппи-энд»

Фото France 3 Cinéma
Фото France 3 Cinéma
«Смерть Сталина», сатирическая комедия о гонке за власть, идет в кинотеатре «Пионер»

Вечеринка у Сталина дома, Центральный комитет гуляет на Ближней даче: едят, пьют и смотрят вестерны с Джоном Уэйном. Следующим утром вождя нашли обездвиженным на полу в своем кабинете. Гонка началась! Каждый хочет оказаться у Сталина первым: Берия, чтобы уничтожить компрометирующие документы, Хрущев, чтобы занять очередь на трон, и растерянный Маленков, правая рука генсека.

Первоисточником фильма стал одноименный комикс французов Фабьена Нури и Тьери Робина. Графический роман жестче, чем его экранизация. Автор фильма — мастер политической сатиры Армандо Ианнуччи, известный по сериалам «В гуще событий» и «Вице-президент». Ианнуччи сразу разглядел места, где комиксу не хватало юмора, а время действия сократил до пары недель, с блеском показав, что даже страшные страницы истории могут быть смешными.

Режиссер фиксирует ужасы того времени. Например, в фильме есть сцены, как люди, пригоровенные к расстрелу плачут, узнав о смерти тирана. Как жены членов ЦК возвращаются из заключения, а великие музыканты боятся, что скоро придут за ними. Как тяжело больные пациенты не могут найти врача из-за паранойи Сталина и «дела врачей». Для британских создателей история Сталина и СССР не родная, именно поэтому  они могут отстраненно судить о ней, изучая свидетельства очевидцев и литературные, и исторические источники.

 

Борьба за власть открывает истинные лица членов ЦК. Безжалостный Берия в исполнении Саймона Расселла Била пытается заметать следы, Маленков, Джеффри Тэмбор учится принимать решения, Майкл Пэйлин в роли Молотова со всеми соглашается. Хрущев Стива Бушеми выглядит очаровательно безобидным, но мы знаем, что именно он добился власти. Соперничество этой компании выглядит уморительно смешно, а то, как они пресмыкаются перед детьми Сталина — правдиво.

Фото Title Media

Масштабные декорации стали визитной карточкой фильма. Режиссер сумел показать Москву, не выезжая из Лондона. Кроме Красной площади и мавзолея на экране дача Сталина, много разных московских квартир и улиц города. Среди приглушенных цветов ярким остается только красный, что делает визуальное решение выразительным и запоминающимся.

 

Фильм способен оскорбить тех, кого возмущают шуточные комиксы о приключениях Тинтина в Стране Советов 1922 года создания. «Смерть Сталина» задумывалась как сатира, желающая только рассмешить, а не высмеять тему, которую давно пора пережить. Еще в ноябре Владимир Мединский говорил, что не собирался запрещать фильм, но именно это произошло после специального показа в Министерстве культуры за 3 дня до премьеры фильма. Ранее не существовавшая формула «отзыв прокатного удостоверения» вступила в силу незамедлительно. Сейчас в Москве некоторые кинотеатры начали показывать «Смерть Сталина» на свой страх и риск. Без прокатного удостоверения им светит дело об административном нарушении и штраф до 100 000 рублей.

«Хэппи-энд»

Михаэль Ханеке выступил с нетрадиционной и неожиданно гуманистической картиной о большой семье, полной противоречий.

Семья Лоран руководит строительной компанией и живет в особняке близ Кале. Пожилой Жорж давно отошел от дел и с трудом может вспомнить всех родственников, которые находятся в доме. Во главе семьи и фирмы встала Анна, с мужем, невзрачным английским адвокатом. Анна пытается устроить на стройку бестолкового сына Пьера. В доме появляется неожиданный гость, девочка Ив, дочь от первого брака Тома, брата Анны, который изменяет своей второй жене. Драма одной семьи напоминает мыльную оперу, где отражаются проблемы всех поколений.

 

Первые 15 минут экранного времени занимает камера смартфона. Она снимает жизнь глазами маленькой, но уже одинокой девочки. Ив наблюдает за своей матерью, которая страдает от депрессии и игнорирует дочь. Ханеке уже использовал прием наблюдения с записью на видеокассету в фильме «Скрытое» в 2005 году. В новом фильме — соцсети, смартфоны и вырезки из ютуба. Сын главной героини, как большой подросток, не может найти свое место и каждый раз отрывается как в последний.

Кадр из фильма «Хэппи Энд»
Кадр из фильма «Хэппи Энд»·Фото DR

«Хэппи-энд» заметно отличается от предыдущих работ Ханеке. Хотя своей фирменной характеристике режиссер не изменил — в семье нет любви и все несчастливы. В съемках приняли участие сразу две звезды Михаэля Ханеке: Изабель Юппер, чья лучшая роль была в «Пианистке» Ханеке и Жан-Луи Трентиньян, 87-летний ветеран французского кино. Пять лет назад режиссер пригласил его в свой проект «Любовь» с легендарной французской актрисой Эмманюэль Рива.Фильм получил «Оскар» за лучшую иностранную картину и «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале. Герой Трентиньяна в «Хэппи-энде» старше и отчаяннее, чем в «Любви». А Изабель Юппер снова играет дочь Жана-Луи Трентиньяна.

«Хэппи-энд» поднимает острую тему миграционного кризиса. Кто-то из героев истерично рассказывает на банкете историю афро-французской банды, а марокканская семья живет в доме французских господ и работает прислугой. Кризис служит фоном жизни главных героев.

«Хэппи-энд» оставляет после просмотра приятное ощущение, которое редко бывает после просмотра фильмов Ханеке. Название подобранно с юмором — хэппи-энд здесь такой же счастливый, как «Забавные игры» — забавные. Компания Russian World Vision, выпускающая «Хэппи-энд», показывает в ограниченном прокате и другой шедевр Михаэля Ханеке — «Пианистку». Главный фильм с красавицей Изабель Юппер, не изменившейся за 17 лет, поможет лучше познакомиться с творчеством австрийского режиссера.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+