23 января в музее «Гараж» открывается выставка «Ставки на гласность. Аукцион Sotheby's в Москве, 1988». Музей исследует историю торгов, восстанавливает хронологию события и показывает четыре работы-лота аукциона: рисунок Варвары Степановой, «Клоун. Сцена в цирке» Александра Родченко, «Фундаментальный лексикон» Гриши Брускина (проданный за рекордные £242 000) и «Все о нем» Ильи Кабакова.
Специально для Forbes Life Ирина Степанова, генеральный директор Sotheby's в России, рассказывает о том, как это было в 1988-м году:
Торги Sotheby's в Москве 7 июля 1988 года стали поворотным моментом в истории русского современного искусства и в судьбах самих художников. Это была смелая акция, задуманная Симоном Де Пюри (на тот момент Председателем Европейского отделения аукционного дома) для популяризации на западе русского искусства. Аукцион неожиданно превратился в событие международного масштаба, навсегда изменившее ландшафт современного искусства в России и отношение к нему в остальном мире. По сути в этот момент произошло признание неофициального искусства и уравнивание его в правах с официальным.
Аукцион долго готовился большой группой наших экспертов совместно с министерством культуры, консультантами и самими художниками. Экспертам нужно было провести сотни встреч, прежде чем определиться с окончательным списком работ и ценами, что было довольно непросто в отсутствии рынка. Отдельного упоминания заслуживает техническая организация торгов, обеспечение телефонных линий для международных участников, юридического сопровождения и множество технических вопросов, которые предстояло решить. На тот момент механизма проведения аукционов в Советском Союзе не было, все это нужно было организовать и придумать.
Это было интересное и динамичное время для страны. Все были воодушевлены. С одной стороны – неповоротливая, жесткая, заржавевшая система, с другой – открытие границ, ветер свободы и ожидание перемен к лучшему.
Sotheby's организовал широкое освещение события в западной прессе и мировой тур предаукционной выставки: Нью-Йорк, Лондон, Париж, Кельн и Цюрих. По приглашению Sotheby's, коллекционеры со всего мира слетелись в Москву, где произошла кульминация события. Думаю, для западных коллекционеров приезд в Москву был увлекательным и немного опасным приключением, полетом в неизвестность.
Торги и прием по этому случаю проходили в Совинцентре на Краснопресненской набережной. Все выглядело пышно и торжественно. В то время на западе к аукционам относились как к светским раутам. Мужчины были в смокингах, дамы в бриллиантах и вечерних туалетах. Представьте себе, какое ошеломляющее впечатление это производило на художников. Наверное, они ощущали себя участниками и одновременно зрителями голливудского фильма.
Аукцион прошел очень хорошо и собрал более £2 млн. Он стал самым успешным за всю историю русских торгов, все лоты были проданы. Это происходит довольно редко, в аукционном мире для этого придуман специальный термин white gloves auction, аукцион белых перчаток.
Впоследствии, эксперты Sotheby's и сами художники признавались, что даже в самых смелых фантазиях не могли представить себе столь грандиозного успеха.
В коллекцию вошло 119 работ, 17 из них — русский авангард, остальные — работы современных художников. Включая в торги авангардистов Родченко, Степанову, Удальцову и Древина, эксперты хотели подчеркнуть преемственность и непрерывность культурной традиции и то влияние, которое авангард оказал на современное искусство.
Нужно себе представлять статус современного искусства и отношение к нему в Советском союзе — в то время его старались не замечать, художники не получали поддержки от государства, если они не были официально одобрены. Такое искусство по-прежнему считалось несерьезным и даже враждебным и, хотя все представленные на торгах художники были уже известны на западе, участвовали в международных выставках и имели своих коллекционеров в Европе и Америке, широкой публике в России они были мало известны.
Единственным представителем официального искусства на торгах оказался Илья Глазунов. Он был очень популярен в то время, часто появлялся на экранах телевизоров. Все четыре работы Глазунова продались по эстимейту, хотя и были довольно дорого оценены.
Авангардные работы тоже продались предсказуемо хорошо с превышением предаукционных оценок. Самыми дорогими оказались работы Александра Родченко и Варвары Степановой. «Композиция» 1916 года и «Линия» 1920 года Александра Родченко продались за £198 000 и £330 000 соответственно при предварительных оценках в £60 000 и £90 000 фунтов.
Полотно «Две фигуры» 1921 года Варвары Степановой при оценке в £40 000 ушло за £82 500.
Дальнейшее развитие событий показало правильность выбора и оценок наших экспертов. Работы Родченко и Степановой продолжают дорожать и крайне редки на рынке. На лондонских торгах Sotheby's в ноябре 2016 года «Конструкция № 95» Александра Родченко продалась за £3 646 250, став самым дорогим лотом художника за всю историю аукционов, а «Фигура с гитарой» Варвары Степановой ушла за £1 650 500 на аукционе Sotheby's в 2014 году, став самой дорогой работой художницы, проданной на публичных торгах.
Но самым большим открытием и потрясением аукциона 1988 стала продажа работы Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон» за £242 000. Всего на торгах было представлено четыре его работы из серии «Памятники» и «Алефбет», которые в сумме принесли £503 800. Немыслимая цифра по тем временам!
Еще до торгов наши эксперты знали, что к этим работам есть интерес со стороны коллекционеров из Германии, но предположить двадцатикратное превышение оценок не мог никто.
После аукциона карьера художника на Западе сложилась очень удачно. В 1999 году по приглашению правительства Германии он сделал для реконструированного Рейхстага триптих «Жизнь превыше всего». Работы Григория Брускина находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музея Людвига в Кельне, Музея современного искусства (MoMA) и Музея еврейской культуры в Нью-Йорке, в крупнейших европейских и американских частных собраниях.
В прошлом году Григорий Брускин представлял Россию на Венецианской Биеннале с очень тонким проектом Theatrum Orbis.
На аукционе были представлены и четыре работы самого дорогого из ныне живущих русских художников, Ильи Кабакова. К моменту торгов его работы находились в коллекциях музея Современного Искусства Базеля, Центре Помпиду и частных собраниях Франции, Греции, Швейцарии, Германии и Америки. Все лоты были успешно проданы, а работа «Ответы экспериментальной группы» — с двукратным превышением.
Илья Кабаков с конца 1980-х живет в Америке, его работы представлены в ведущих музеях мира и на торгах всегда имеют большой успех. Полотно «Праздники №6» продано за рекордные $1 553 923 долларов на Sotheby’s в 2013. Ну, и конечно все помнят продажу работы «Жук» за $5 млн на аукционе Phillips de Pury.
Замечательным и неожиданным оказался результат аукциона для львовских художников Светланы и Игоря Капыстянских: при скромных стартовых ценах в £2 000 -£3000, работа Светланы «Пейзаж», лот 51 и Игоря « Восстановленная картина №5», лот 56 буквально улетели за £44 000 каждая. Суммарный результат продаж пары составил около £150 000. Работу Игоря купил Элтон Джон.
Творческая судьба художников на Западе сложилась очень удачно. Они постоянные участники престижных международных арт-ярмарок и выставок, например, в 2002 году выставлялись на одной из самых авторитетных выставок современного искусства «Документа 11», их работы представлены в ведущих музеях мира.
Полотно Эдуарда Штейнберга «Композиция Октябрь-Ноябрь» при оценке в £3 000-£5 000 было продано за £24 200. После аукциона художник переехал в Париж, где успешно работал и выставлялся в галерее Клода Бернара. Диптих 1987 года «Погребение и Воскрешение» был продан на Sotheby’s за £120 000 фунтов в 2006 году. Работы представлены в ведущих музеях России и мира.
Можно продолжать перечислять имена художников исторического аукциона: Иван Чуйков, Владимир Янкилевский, Вадим Захаров, Евгений Дыбский, Сергей Шутов, Леонид Пурыгин, Лев Табенкин, Ирина Нахова, Дмитрий Краснопевцев, Владимир Немухин, Наталья Нестерова, Дмитрий Плавинский, Александр Ситников, Анатолий Слепышев, Илья Табенкин, Татьяна Назаренко, Сергей Волков и другие. Все они получили хороший старт, практически у всех карьера на Западе сложилась успешно. Работы представлены в ведущих музеях, на мировых арт-ярмарках и приобретаются в известные частные собрания.
Можно по-разному оценивать и относиться к этому событию, но по прошествии лет, одно не вызывает сомнения — это был исторический аукцион, положивший начало развитию рынка современного искусства в России и открывший миру целое поколение талантливых русских художников, в один миг поставив их искусство в один ряд с официальным.