Кино не для всех, которое нельзя пропустить. Фильм недели — «Зови меня своим именем»
Еврейский подросток Элио ждет конца лета на загородной вилле в Северной Италии. Его родители-интеллигенты говорят одновременно на французском, английском и итальянском, а время проводят за чтением и изучением искусства. К отцу Элио приезжает американский аспирант Оливер, чтобы помочь каталогизировать античную скульптуру. Между Элио и Оливером возникает эмоциональная связь, из которой рождается первое чувство.
В основе картины лежит одноименный роман американского писателя Андре Акимана, а права на экранизацию были выкуплены еще до выпуска книги в 2007 году. Поиск режиссера превратился в настоящее приключение, так как по современным меркам бюджет в €4 млн считается очень скромным. Сначала итальянского постановщика Луку Гуаданьино пригласили в качестве консультанта по натуре, так как снимали в его родной Ломбардии. Несколько лет назад режиссера создал «Большой всплеск», своеобразный ремейк «Бассейна» с Роми Шнайдер и Алленом Делоном. Ремейк вышел довольно блеклым, успеха несмотря на участие в фильме Тильды Суинтон и Рэйфа Файнса не последовало.
«Зови меня своим именем» оказался сокровищем для Луки Гуаданьино. Режиссер взялся за экранизацию романа как за произведение, написанное в манере Пруста с рефлексией и горечью потери, и неожиданно создал чувственную картину, искрящуюся ярким итальянским солнцем. С поддержкой тайского оператора Сэйомбху Мукдипром, (чья работа «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» получила Золотую пальмовую ветвь шесть лет назад), Гуаданьино старательно чередует сцены с героями со сценами любования природой. 35 мм пленка и высветленные цвета создают нужную атмосферу ностальгии. Здесь лучше всего чувствуется влияние классического кинематографа — «Колено Клер» Эрика Ромера и «Ускользающая красота» Бернардо Бертолуччи, разве что роль юной Лив Тайлер играет Тимоти Шаламе.
Исполнитель главной роли Тимоти Шаламе, чья юношеская осанка и нервозность идеально подошли для его персонажа Элио, — главное открытие фильма. Мы еще не раз встретим Шаламе в настпающем году: Вуди Аллен взял его в свою новую работу «Дождливый день в Нью-Йорке», а Грета Гервиг сняла его в истории взросления «Леди Берд». Партнером Шаламе по фильму стал голливудский «прекрасный принц» Арми Хаммер. Арми удается быть чертовски очаровательным и даже нагловатым. Совместные сцены главных героев, их прогулки, случайные касания и взгляды оставляют ощущение недосказанности. Сдержанность Оливера и сексуальная энергия Элио, которую он пока не научился сдерживать, создают электрический заряд не слабее молнии.
Но было бы неправильно называть «Зови меня своим именем» гей-драмой. Прежде всего, это история любви. Кроме того, это не фильм, а настоящая услада взора. Фильм насыщен юмором, теплом и музыкой 80-х, а виды Италии позволяют на два с половиной часа забыть о зиме. Кажется, именно таким и должно быть кино.
Картину впервые представили на кинофестивале Санденс, где она заслужила свои первые овации. Затем последовали Берлин, Торонто, Нью-Йорк и сезон кинонаград. Остается только ждать, сколько же номинаций получит фильм на Оскар. Пока по всей России пройдет всего несколько показов «Зови меня своим именем», которые обидно упустить.