Комиссионный сбор: что на ярмарке Art Basel Miami Beach делают швейцарские часовщики
Швейцарский часовой бренд Audemars Piguet — один из немногих, кто достойно переживает кризис и стабильно производит 40 000 часов в год, — меняет свою стратегию продвижения.
На ярмарке Art Basel в Базеле, Гонконге и Майами часовой бренд представляет свою «Художественную комиссию Audemars Piguet» — работу современного художника, выбранного специальной комиссией и подготовившего проект под руководством куратора. Третью «Художественную комиссию» на Art Basel Miami Beach создал американcкий художник Ларс Ян.
Автор перформансов и мультимедиаинсталляций, Ян прославился этим летом, когда его работу Holoscenes установили на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Гигантский пластиковый контейнер, где артисты имитируют повседневную рутину: наносят макияж, читают газеты, покупают фрукты, и тут на них внезапно обрушиваются более 13 000 литров воды. Идея исследовать страх потопа пришла в голову художнику, когда он рассматривал в интернете любительские видео, снятые во время урагана «Катрина», где люди теряли голову при виде потоков воды. У всех героев водного перформанса — реальные прототипы. Например, девушка, моющая стенку гигантского аквариума, а через секунду всплывающая на поверхность кверху ногами, — портрет молодой кубинской эмигрантки, актрисы, которая в ожидании ролей в США моет окна. Но Holoscenes — не только антропологические заметки, это еще и философские рассуждения автора о том, что глобальное потепление и повышение уровня мирового океана — явления такого же масштаба, как Всемирный потоп или плейстоцен, период резкого похолодания, наступивший на Земле 10 000 лет назад. Вода в этой антиутопии — лишь средство рассказать историю, такое же, как, например, глина у скульптора или свет у современного калифорнийского художника Джеймса Таррелла.
В Майами Ларс Ян обещает показать зрелище не слабее потопа: Slow-Moving Luminaries — механизированная инсталляция с эффектом присутствия, где перед зрителями раскрываются панорамные картины с природными элементами. Эту работу художник готовил целый год, ему помогали 15 помощников. За вдохновением Ян ездил в Ле Брассю, в штаб-квартиру Audemars Piguet. «Я многое узнал, например, как производство часов связано с астрономией и окружающей средой, — рассказывает Ларс Ян. — Я увидел, что часовщики работают над своими проектами годами, как и я. Но что меня поразило особенно — сложнейшая художественная отделка тех деталей механизма, которые скрыты корпусом, которые никто не увидит. Вот этот перфекционизм меня поразил». Для убедительности художник делает взмах рукой, на запястье у него — водонепроницаемые Audemars Piguet Royal Oak Offshore.
«Наши часы — это не просто функциональные предметы, это культурные объекты, — говорит директор по маркетингу Audemars Piguet Тим Сайлер. — Чтобы представить историю и философию бренда, нам не хватало такой площадки, как ярмарка современного искусства. Например, рассказывать о Рerpetual Сalender лучше всего в контексте культуры и искусства. К тому же мы больше не выступаем вместе с известной личностью, у нас достаточно собственной индивидуальности».
В мир искусства Audemars Piguet вступили как равноправные партнеры художников. Было решено: художники не участвуют в процессе создания часов, а часы как объекты не используют в арт-проектах. «Часы сами по себе — произведение искусства, их создают инженеры, дизайнеры и художники бренда, они вполне самодостаточны», — говорит Тим Сайлер.
За время сотрудничества с ярмаркой Art Basel часовщики Audemars Piguet выяснили, что далеко не всякий коллекционер ориентируется на рынке высокой часовой механики. «Хотя мотивация, которая заставляет покупать часы Audemars Piguet, того же рода, что и у коллекционеров современного искусства, — удивляется маркетинговый директор. — В первую очередь это эмоции. Часы — пример безупречной работы, творческого гения, тончайшей отделки. На ярмарке, кстати, я еще не встречал коллекционера с неважнецкими часами».