За прошлую неделю на аукционах было продано произведений искусства на $2,3 млрд. Как так вышло?
В прошлом ноябре аналогичная неделя торгов трех аукционных домов принесла им $1,18 млрд — почти в два раза меньше, чем в этом году. Абсолютным чемпионом прошлой недели стал Christie’s —$1,42 млрд. Хотя по показателям дневных торгов его обошел Sotheby’s. Но за все четыре сессии торгов Sotheby’s собрал $724 млн. Меньше всех получил Phillips, но аукционный дом провел только две сессии торгов за неделю с рекордной суммой в $134,6 млн. На рынке не было такой активности с момента весенних торгов 2015 года, когда продажи составили $2,7 млрд.
На прошлой неделе аукционные дома применили новые правила игры. Christie’s выставил «Спасителя мира» да Винчи на торги послевоенного и современного искусства, а Phillips — рисунки Пикассо. Справедливости ради надо отметить, что первыми такую попытку смешать периоды и жанры сделал дом Sotheby’s в 2001 году, когда продавал автомобиль Ferrari вместе Бэконом и Уорхолом. Правда, больше таких экспериментов аукцион не проводил.
Задача аукционных домов понятна — представить самой богатой, искушенной публике, которая собирается на торги современного искусства, свои самые дорогие лоты, «самые голубые из голубых фишек», как высказался обозреватель Artnet.
В понедельник на торгах импрессионистов Christie’s общая сумма продаж составила $479,3 млн — лучший аукционный результат торгов импрессионистов за 10 лет. На торгах были установлены мировые рекорда на работы Фернана Леже и прошла историческая битва за Ван Гога. Десять топ-лотов торгов проданы за суммы не меньше чем $10 млн.
«Это громкий старт недели торгов», — сказал Гай Дженнингс, глава компании The Fine Art Group в интервью Artsy.net. Мог ли он представить, что арт-рынок ждет такая неделя, что $81 млн за Ван Гога уже не покажутся сенсацией.
Полотно «Вспаханное поле и пахарь» написано Ван Гогом в начале сентября 1889 года в психиатрической лечебнице на юге Франции. Работа из коллекции техасских нефтяных миллиардеров Нэнси Ли Басс и Перри Ричардсон Басс. Марк Портер, глава американского Christie’s, был на связи со своим клиентом по телефону, легко перескочив от гарантированной цены продажи в $44 млн до $55 млн. Но тут в спор вмешалась Ребекка Вай, глава азиатского отделения Christie’s, и Ван Гог за $81 млн, не дотянув всего миллион до мирового рекорда, остался за ней и ее клиентом.
Холст Фернана Леже 1913 года «Контраст форм», написанный в поворотный период творчестве художника, продан за $62 млн (вместе с комиссионными за $70 млн), заметно улучшив прежний рекорд Леже, установленный на Sotheby’s в 2008 году, когда «Женщина в синем», 1912-13 годов ушла за $39,2 млн вместе с комиссионными. Другая работа Леже, «Четверо акробатов» 1954 года продана за $3,8 млн с налогами при нижнем эстимейте в $4 млн.
Картины из поместья египтолога Уильяма Келли Симпсона, поймавшего «рокфеллеровскую удачу», внучку Джона Дэвисона Рокфеллера-младшего, Мэрилин Эллен Милтон (профессор умер весной 2017 года в Нью-Йорке) были успешно проданы на торгах в понедельник прошлой недели. Работа пост-импрессиониста Эдуара Вюйара «Мизия и Валлотон в Виньеве» 1899 года ушла за $15,5 млн или за $17,75 млн с учетом комиссионных. Цена вдвое превышает предыдущий аукционный рекорд Вюйара, установленный в 2008 году на Christie’s.
Назначенная самой дорогой скульптурой торгов, с эстимейтом от $7 до 10 млн. «Полулежащая фигура» 1982 года работы Генри Мура свои ожидания оправдала, ушла за $11 млн, включая комиссионные.
Загадочная работа Магритта «Империя света» 1949 года побила аукционный рекорд художника, когда молоток опустился на ставке $18 млн ($20,5 с комиссией).
Из шести работ Пабло Пикассо на торгах три картины были оценены от $10 млн и выше. Самый дорогой лот Пикассо, портрет его второй жены Жаклин Рок, «Женщина на корточках (Жаклин)», 1954 был предварительно оценен до $30 млн, а ушел за $36,8 млн с учетом комиссионных.
Работа Жоана Миро 1933 года «Живопись» была продана за $23,3 млн с комиссионными.
Во вторник корреспондент Artnet отправился на аукцион Sotheby’s:
— Вам ни за что не найти большего Шагала, — убеждала зал аукционист Хелена Ньюмен во вторник на вечерних торгах импрессионистов и довоенного искусства Sotheby’s. Старалась она не напрасно: работа Шагала «Большой цирк», 169,7×160 см, ушла за $16 млн клиенту Патти Вонг, главе азиатского отделения Sotheby’s.
Всего за этот вечер было продано на $269,7 млн. Аналогичный аукцион импрессионистов год назад принес только $157,7 млн.
Из десяти топ-лотов торгов добрая половина досталась азиатским покупателям. Работа Клода Моне «Ледоход близ Бенекура», пейзаж со льдинами на Сене, была продана за $23,4 млн. В предыдущий раз, когда картина появлялась на торгах в 1983 году, ее продали на Sotheby’s за $605 000.
Работа Шагала «Влюбленные» досталась российскому покупателю. Ее купила для своего клиента за $28,5 млн Ирина Степанова, глава российского Sotheby’s. Шагал на аукционах — не редкость, в прошлом году Christie’s и Sotheby’s продали около ста полотен, но эта работа принадлежала одной семье больше 90 лет с момента своего создания.
История с «Большим цирком» Шагала складывалась по-другому. Продавец заполучил работу на аукционе в знаменитом 2007 году, когда арт-рынок был на невиданном подъеме за $13,8 млн. Десять лет спустя работа подорожала на 2,2 млн.
«Арки из роз, Живерни» Клода Моне — еще один топ-лот торгов— был продан за $19,4 млн. Холст с изображением вьющихся роз в саду художника был куплен европейским коллекционером на Christie’s в 2007 году.
Покидая торги импрессионистов и модернистов Аллан Шварцман, глава консалтинговой компании Art Agency Partners cообщил корреспонденту Artnet, что рынок импрессионистов здоров и бодр, как никогда прежде.
В среду, 15 ноября, настал праздник на улице Phillips. Аукционный дом провел самые успешные торги в своей истории на сумму $20,8 млн., установив 6 мировых аукционных рекордов. Скульптура Генри Мура ушла за $447 000. Предыдущий рекорд составлял $68 750. Работа Сани Кантаровского, 2011 года «Без названия» с верхним эстимейтом в $15 000 продана за $32 500. Шара Хьюджес, «Парусный спорт», 2006 — $85 000. Кон Трубкович, «Из черного в белый», 2012 — $56 250, Тайтус Капхар, Тина Веспер, 2009 — $40 000. Пьетро Рокксальваa, «Травиатор», 2011— $100 000.
Вечерние торги Phillips на следующий день превысили самые смелые ожидания — $113,8 млн. «Красный дом» Питера Дойга ушел за $21 млн. Рисунок Анри Матисса «Спящая девушка в румынской блузе», 1939 года, продан за $4 815 000 (верхний эстимейт — $1 800 000). А рисунок Пикассо «Спящая женщина» 1946 года, где изображена возлюбленная художника, мать его двоих детей, художница Фрасуаза Жило, продан за $9,3 млн, почти в девять раз дороже эстимейта.
Но накануне, в среду на Christie’s «Спаситель мира» Леонардо да Винчи в ходе вечернего аукциона «Послевоенное и современное искусство» ушел за $450 312 500. И на этом фоне померкли все другие рекорды. Хотя в ходе торгов было установлено всего 14 рекордов, в том числе на произведения Ли Краснер, Ханса Хофмана, Уильяма Базиотиса, Исаму Ногучи. А работа Энди Уорхолла «Шестьдесят Тайных вечерь» продана за $60 875 000. Организаторы торгов говорили, что религиозная живопись разных исторических эпох хорошо работает вместе, Уорхол вступил в своеобразный диалог сквозь века с да Винчи. Главное, что в наше время, как и 500 лет назад, у этой темы состоятельные последователи.