К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Арно vs. Пино: как противостояние миллиардеров меняет арт-рынок

Фото Diomedia
Фото Diomedia
История противоборства французских миллиардеров-коллекционеров

Два самых влиятельных французских бизнесмена и коллекционера — Бернар Арно (№11 в списке Forbes, состояние — $41,5 млрд) и Франсуа Пино (№63, состояние — $15,7 млрд) — конкурируют со времен битвы за Gucci Group в 2001 году. Gucci Group досталась Пино. И тут началась дуэль в области современного искусства.

Битве титанов рукоплещет вся Франция: меценаты и коллекционеры строят новые музеи, продюсируют выставки, оптом закупают работы современных художников, в общем, работают как Министерство культуры, Центр Помпиду и Пале де Токио, вместе взятые. Сегодня во Франции современному художнику для успеха необходимо, чтобы на его работу положил глаз или Бернар Арно, или Франсуа Пино. Третьего не дано.

Бернар Арно

Семья Бернара Арно на вечере Louis Vuitton, слева направо: Элен Мерсье, Бернар Арно, Наталья Водянова и Антуан Арно
Семья Бернара Арно на вечере Louis Vuitton, слева направо: Элен Мерсье, Бернар Арно, Наталья Водянова и Антуан Арно

Биография: Бернар Арно родился в семье военных, получил инженерное образование в Политехнической школе, руководил отцовской строительной компанией Ferret-Savinel. После избрания президентом социалиста Франсуа Миттерана Арно покинул Францию и поселился в США, где изучал бизнес и процессы слияния корпораций. В 1984 году с партнерами выкупил текстильный холдинг Boussac, владевший в тот момент домом Christian Dior. В 1988-м купил контрольный пакет акций компании Louis Vuitton Moet Hennessy и стал ее единственным владельцем. Сейчас Бернару Арно принадлежат модные дома Marc Jacobs, Givenchy, Celine, Kenzo, парфюмерный дом Guerlain, сеть косметических магазинов Sephora и алкогольные дома Hennessy, Dom Perignon, Moet et Chandon, Veuve Cliquot. Всего в империи Арно 70 брендов.

 

Коллекция: личное собрание и корпоративная коллекция Фонда Louis Vuitton. По оценкам экспертов, в коллекции около 2500 работ. Часть собрания была впервые показана публике в мае 2009 года на выставке в Гонконге, в том числе работы Ричарда Принса, Андреаса Гурского, Пьера Юига, Ян Фудуна, Жан-Мишеля Баския, Гилберта и Джорджа.

Первая покупка: Клод Моне «Мост Чаринг-кросс» (1902) в 1982 году за $200 000.

 

Арт-консультант: с 2006 года Сюзанна Паже, экс-директор Музея современного искусства города Парижа

Музей: фонд Louis Vuitton

Архитектор: Фрэнк Гери

 

Жена: пианистка Элен Мерсье

Наследник: Антуан Арно

Невестка: Наталья Водянова

Франсуа Пино

Франсуа Пино и Дарья Жукова на выставке в Центре современной культуры «Гараж» в Москве
Франсуа Пино и Дарья Жукова на выставке в Центре современной культуры «Гараж» в Москве

Биография: Франсуа Пино родился в 1936 году в Бретани в семье торговца лесом. В школе он недоучился и пошел работать. О своем образовании Франсуа Пино как-то пошутил: «Мое единственное свидетельство об учебе — это автомобильные права». В 1962 году Пино основал группу компаний Establishment Pinault по торговле древесиной и мебелью. В 1990-х годах бизнесмен заинтересовался предметами роскоши и купил Gucci Group, Yves Saint Laurent, Puma, Ulysse Nardin, Brioni, Alexander MacQueen, Balenciaga — все они вошли в империю Kering. Пино также владеет журналом Le Point, парижским театром Мариньи, виноградником Château Latour, футбольным клубом «Ренни» и аукционным домом Christie’s.

Коллекция: личное собрание, около 4000 работ

 

Первая покупка: художник понт-авенской школы Поль Серюзье, 1972

Арт-консультант: Марк Блондо, бывший эксперт Sotheby's

Музей: Палаццо Грасси, Пунта делла Догана

Архитектор: Тадао Андо

 

Жена: антиквар Маривонн Пино, с 1970 года

Наследник: Франсуа-Анри Пино

Невестка: Сальма Хайек

На старте

Коллекционирование и любовь к искусству у Бернара Арно в крови. Среди его предков — придворные художники Жан и Франсуа Клуе. В 1982 году в Америке Бернар Арно сделал свою первую серьезную покупку в мире искусства — он купил Моне. Но по­ требовалось еще 20 лет, чтобы вкусы коллекционера эволюци­ онировали до понимания современного искусства. В 2001 году он приобрел на Sotheby’s первую абстракцию — геометриче­скую работу синего, белого и красного цвета американского художника Элсворта Келли за $1,43 млн. Дальше последовал XX век, от Пикассо до Уорхола, включая рисунки Жана Кокто и акварели друга Диора Кристиана Берара. Утверждает, что у него лучшая частная коллекция Жан­-Мишеля Баския. Из­ вестно, что в 1998 году Арно купил работу Баския за $600 000. А за полиптих «Грилло», написанный художником за четыре года до смерти, Арно заплатил $26 млн.

 
Жан-Мишель Баския. Полиптих «Грилло», 1984. Коллекция Бернара Арно
Жан-Мишель Баския. Полиптих «Грилло», 1984. Коллекция Бернара Арно

До 30 лет Франсуа Пино не бывал в музее. В 1972 году жена­ антиквар уговорила Пино купить работу художника понт­ авенской школы из группы «Наби» Поля Серюзье. Решающим аргументом при покупке было то, что изображенная женщина напомнила Пино его бабушку. Современное искусство Пино открыл для себя в Америке, когда в 1990 году купил полотно Пита Мондриана в форме ромба. После этого Пино­коллек­ ционер уже не мог остановиться: интерес к искусству рос стремительно и последовательно — Пикассо, кубисты, Ротко.

Первая стычка

В ноябре 1995 года на аукционе Drouot два покупателя схватились за один лот: секретер с японским лаком, клеймом BVRB, инициалами Бернара Ван Ризен Бурга, знаменитого краснодеревщика XVIII века. Аукционист стукнул мо­ лотком, когда цена достигла 6,3 млн франков (по нынешнему курсу €1,3 млн). Победителем стал Бернар Арно. Про­ игравшим — Франсуа Пино. Потом Арно сделал еще несколько сенсационно дорогих антикварных покупок, заскучал и сосредоточился на рынке современно­ го искусства, где его поджидал Пино.

Christie's — Phillips

В 1998 году Франсуа Пино приобрел британский аукционный дом Christie’s за €1,2 млрд. Спустя год Бернар Арно купил аукцион Phillips в расчете разрушить многолетнюю диктатуру Christie’s — Sotheby’s. Однако, потерпев многомил­ лионные потери, связанные с крахом рынка искусства после 11 сентября 2001 года, в 2002­-м Арно продал Phillips. Франсуа Пино принимает личное участие в делах аукциона, пользуясь своими связями и репутацией. Послед­ние продажи работ из коллекции Рыболовлева состоялись на Christie’s. Этому аукционному дому доверяют наследники именитых собраний: Пьер Берже (коллекция Ива Сен-Лорана, семья Рокфеллеров (собрание Дэвида и Пегги Рокфеллеров). На майских торгах 2017 года послевоенного и современного искусства коллекционеры Франсуа Пино и Стивен Коэн продали произведений на $448 млн. Бизнесмены — любимые клиенты арт-дилера Ларри Гагосяна, владельца 15 галерей по всему миру. Гагосян — седовласый мужчина с вкрадчивым выражением лица в первых рядах гостей на приеме у Франсуа Пино на Венецианской биеннале и на очередном открытии в Фонде Louis Vuitton. Гагосян пользуется девизом Энди Уорхола, утверждавшего, что хороший бизнес — самое лучшее искусство.

Драка за искусство

Сегодня оба коллекционера охотятся на одном поле современного искусства, конкурируя за Баския, Джеффа Кунса, Дэмиена Херста, Такаси Мураками, Субодха Гупту. У обоих в собрании работы итальянца Маурицио Каттелана и монументальные скульптуры Ричарда Серра.

 

Битва за Ричарда Серра

Франсуа Пино заказал весом 10 работ, весом 15 т каждая, для украшения своего по- местья Chateu de la Mormaire в Ивелине. Бернар Арно установил у штаб-квартиры LVMH в Париже 40-тонный объект Ричарда Серра Single Double Torus, купленный на ярмарке современного искусства Art-Basel.

За Маурицио Каттелана

Скульптурная группа Маурицио Каттелана, купленная Франсуа Пино за €4,5 млн, представляет собой 9 тел, накрытых простыней из каррарского мрамора. А в 2012 году он продал своего воскового Гитлера на коленях, скульптура Him, на Christie’s за $14 млн.

 
Маурицио Каттелан. «Без названия». Из собрания Франсуа Пино. Работа экспонирована на церемонии открытия выставочного пространства в Пунта делла Догана в 2009 году во время Венецианской биеннале
Маурицио Каттелан. «Без названия». Из собрания Франсуа Пино. Работа экспонирована на церемонии открытия выставочного пространства в Пунта делла Догана в 2009 году во время Венецианской биеннале·Getty Images

В 2004 году на аукционе Sotheby’s чучело лошади, подвешенное на ремнях к потолку, The Ballad of Trotsky Маурицио Каттелана досталось Бернару Арно за $2,1 млн.

За Джеффа Кунса

У Бернара Арно Кунс представлен картиной Monkey Train (Birds), купленной за €4 млн. У Франсуа Пино — трехметровая собака работы Кунса. На открытии Палаццо Грасси скульптура стояла перед входом. В 1996 году собака обошлась Пино всего в €2,5 млн.

За молодых

 

Благодаря покровительству Арно американский мультимедийный художник Стерлинг Руби создал коллаборация с Рафом Симмонсом. Меценат поддержал Камий Анро, чье видео получило «Серебряного льва» на Венецианской биеннале 2013 года.

Франсуа Пино доверил переустройство внутреннего пространства Парижской биржи в свой новый музей Collection Pinault-Paris молодому дуэту архитекторов Люси Нине и Тибо Марка фирмы NeM Architectes. В коллекции Пино — работы Аделя Абдессемеда, которого часто упрекают в жестокости. Художник использует такие материалы, как колючая проволока и чучела зверей. Пино поддерживал с первых шагов в профессии Роберто Куоги, итальянского мастера провокации. Весной 2017 года, на 57-й Биеннале в Венеции Роберто Куоги представил в национальном павильоне Италии инсталляцию из фрагментов тел Иисуса в разной степени разложения. Мецената также могут благодарить немецкий абстракционист Ансельм Райле и американка Кристин Бейкер, замеченная на старте своей карьеры в начале 2000-х и Чарльзом Саатчи, и Франсуа Пино.

Выставки

Бернар Арно бравирует своим собранием, устраивая выставки в Гонконге, Париже, Мюнхене, Токио, подтверждая статус своего концерна LVHM. Совмещая приятное с полезным, Арно приглашает современных художников уровня Такаси Мураками оформлять интерьеры бутиков и сумки Louis Vuitton.

Здание фонда Louis Vuitton
Здание фонда Louis Vuitton

Коллекция Франсуа Пино также известна далеко за границами Венеции, она была в Лондоне, Токио, Сеуле и даже московском «Гараже». Коллекция Пино — одно из крупнейших в мире собраний современного искусства. По оценкам экспертов, она достигает 4000 работ.

 

Битва музеев

Франсуа Пино

В 2004 году Франсуа Пино планировал открыть во Франции музей современного искусства. Музей должен был располагаться в переоборудованном здании завода Renault на острове Сегель. Но переговоры с властями зашли в тупик. Тогда Пино купил в Венеции Палаццо Грасси на Гранд-канале. Реконструкцию здания в рекордные сроки провел японский архитектор Тадао Андо, следующий по пятам за своим меценатом.

За право получить новое здание Пунта делла Догана Франсуа Пино боролся с фондом Гуггенхайма, владеющим музеями по всему миру. В Венеции у Гуггенхаймов уже был к тому моменту успешный плацдарм — Фонд Пегги Гуггенхайм в палаццо Веньер дей Леони. Венецианские власти выбрали Пино. Реконструкция здания, с трех сторон окруженного водой, заняла 14 месяцев, архитектор Тадао Андо расширил пространство, убрав внутренние стены, залил пол бетоном и сделал конструкцию водостойкой. Музей открыли в 2009 году к Венецианской биеннале. Перед Пунта делла Догана была установлена скульптура Чарльза Рэя, изображающая мальчика с лягушкой. Эту работу Пино приобрел за €7 млн.

Через четыре года власти Венеции попросили убрать работу в атриум палаццо.

 
Стеклянный купол в здании Парижской биржи, будущего музея Collection Pinault-Paris
Стеклянный купол в здании Парижской биржи, будущего музея Collection Pinault-Paris

Свой третий музей Франсуа Пино наконец-то планирует открыть в Париже в конце 2018 года. Городские власти предоставили коллекционеру здание бывшей биржи близ Лувра в аренду на 50 лет. Новый музей станет выставочной площадкой для собрания Франсуа Пино и художников, с которыми сотрудничает коллекционер. Важная роль отведена образовательным программам. В новом музее Франсуа будут и кинопоказы, и концерты. Пино стремится построить свой золотой треугольник: Венеция — Париж — Венеция. Реконструкция неоклассического здания XIX столетия поручена незаменимому архитектору Тадао Андо. По предварительным подсчетам, реконструкция обойдется в $121 млн.

Бернар Арно

То, что не удалось в Париже Пино, удалось Арно. В 2014 году в Булонском лесу открылся Фонд Louis Vuitton. Новое здание, выполненное архитектором Фрэнком Гери, обошлось Арно в семь раз дороже первоначальной сметы, в €780 млн. По условиям французского правительства здание фонда перейдет во владение города через 55 лет. Музей ведет выставочную деятельность, делая ставку на то, чтобы удивить зрителя, разбить его стереотипы: современное китайское искусство, современное африканское искусство, выставка из коллекции мецената Сергея Щукина. Второй музей в Булонском лесу Бернар Арно откроет в 2022 году. Здание бывшего Музея ремесел и народных традиций Парижа будет переоборудовано в «Музей LVHM. Искусство, таланты, наследие». Проектом занимается любимый архитектор Арно Фрэнк Гери, автор здания фонда LV и Музея Гуггенхайма в Бильбао. Расходы на ремонт и переоборудование 11-этажного здания площадью 15 000 кв. м, по предварительным подсчетам, составят €158 млн.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+