Зачем нужны лайф-коучи, где их искать и сколько это будет стоить.
Кто такой кайф-коуч?
Максим Яценко, элит-тренер по боевым искусствам, управляющий клубом World Class Наметкина
«Cпорт вообще нелегкое дело, а когда ты начинаешь заниматься в зрелом возрасте — это еще сложнее. Организм после 30 лет начинает стареть. Человек может этого не замечать — чувствовать себя хорошо, но это постепенно происходит. И тренер должен предохранять своего клиента. Он, как врач, собирает анамнез и ведет клиента дальше, учитывая все особенности здоровья, стиля жизни и пр. Он становится не просто тренером — пришел, отзанимался, до свидания. Лайф-коуч — это и тренер, и доктор, и диетолог, и психолог, и педагог».
Александр Овсянко, персональный тренер, фитнес-директор региона Центр сети клубов Alex Fitness
«Лайф-коучем нельзя стать в один момент. Сначала это просто клиент и тренер, которого тот выбрал по рекомендации друзей. А вот дальше на ситуацию влияет результат. Если он есть, доверие клиента растет, возникают дружеские отношения — и вот тогда тренер превращается в лайф-коуча. В моем понимании это человек, который сопровождает клиента в его стремлении к цели. Выстраивает тренировочный процесс, дает рекомендации по питанию и образу жизни. Причем нельзя резко менять привычки человека, навязывая ему жесткие правила, как это делают многие приложения. Только при отсутствии стресса можно достичь результата».
Андрей Жуков, персональный тренер, сооснователь сети PROtrener
«Лайф-коуч — правильное слово, потому что работа такого специалиста выходит за рамки тренировок. Фактически это личный консультант по здоровому образу жизни: питанию, режиму дня, физической активности и пр. И это не разовая акция, а длительные отношения. Лайф-коуч глубоко погружен в жизнь клиента, общение не ограничивается только тренировками».
Зачем кайф-коуч нужен успешному человеку?
Максим Яценко: «Клиенты, как правило, люди амбициозные, образованные, с четким пониманием вещей. И к любому делу подходят фундаментально, рьяно, как к бизнесу. Но есть бизнес, а есть физиология, от которой никуда не уйдешь. Нужно всегда объяснять, контролировать, дозировать. Клиент зачастую готов сделать больше, но тренер должен понять его состояние и просчитать, выдержат ли, например, его связки этот объем работы или нет. Ты не просто тренер, ты нянька, практически родитель. Тебе должно быть интересно все: когда он лег спать, что ел, выпивал ли накануне — от этого зависит безопасность тренировки. Лайф-коуч обязан все мониторить. И если клиент вчера полночи гулял на корпоративе, то сегодня лучше отменить тренировку — она все равно будет бесполезна».
Станислав Аширов, генеральный директор АО «Межрегион-энергосбыт», 43 года, тренируется у Максима Яценко пять лет:
«У многих тренеров шаблонный подход, и это скучно. А Максиму сразу удалось меня увлечь. Я пришел к нему по рекомендации в 2012-м: вес под 120 кг, левая рука почти не поднималась, проблемы в шейном отделе позвоночника, головокружения — полный набор. Врачи рекомендовали плавание, но мне хотелось чего-то более зажигательного. Максим разработал адаптированную под мои проблемы программу боксерских тренировок. Мы убрали упражнения с вертикальными перегрузками (например, прыжки со скакалкой), исключили работу с большими весами, стали практиковать особую технику передвижения по рингу. Мне понравился его системный, но при этом творческий подход. Например, мы смотрим видео боев разных боксеров, анализируем, а потом я должен выполнить упражнение «бой с тенью» в стиле Владимира Кличко или Майка Тайсона».
Александр Овсянко: «Лайф-коуч должен уметь подстроить тренировочную программу под распорядок клиента, постепенно корректируя его. Одна-две тренировки в неделю плавно превращаются в четыре, потому что у клиента естественным образом появляется желание больше заниматься. Или достаточно пару раз прийти на тренировку невыспавшимся — и сразу понимаешь, что нужно спать. Постепенно меняется и питание. Если сразу сказать клиенту: надо есть овсяную кашу по утрам, то эффекта не будет. Но в процессе тренировок он начинает понимать, что после нормальной еды нагрузки даются легче. И организм со временем адаптируется к тому распорядку, в который ты его погружаешь. Ему нужны тренировки, нужен плотный завтрак. Задача лайф-коуча — помочь клиенту достичь результата так, чтобы он не замечал серьезных изменений. И подвести его к тому, чтобы он постоянно ставил перед собой новые цели».
Андрей Жуков: «Все стремятся жить качественно и максимально долго, но не все знают, что для этого нужно, и не у всех есть время, чтобы это узнать. Лайф-коуч решает эту проблему. Он выстраивает стратегию, продумывает все на несколько шагов вперед, тем самым экономит время клиента и помогает ему избежать многих проблем. Кроме того, бизнесмены, как правило, сильно загружены на работе — самим брать себя в руки, чтобы грамотно тренироваться или вовремя питаться, им тяжело. Поэтому лайф-коуч непременно должен быть отменным мотиватором. Это 50% успеха сотрудничества. Остальные 50% — это знания и опыт наставника».
Сергей Рябцов, управляющий директор инвестгруппы «Спутник», 45 лет, тренируется у Андрея Жукова больше 10 лет:
«К Андрею я попал по рекомендации супруги, после нескольких неудачных опытов с другими тренерами в фитнес-клубе. Они больше пропагандировали железо, а это не приносило результата. Но главное, у меня было ощущение, что я прихожу в зал за каким-то сиюминутным процессом, а не за большим делом. У Андрея другой подход. Он здорово подсаживает на иглу здорового образа жизни, но не агрессивного, а разумного. Ты понимаешь, что и зачем ты ешь, как спишь, зачем тренируешься, и тебе хочется знать об этом больше. Постепенно в активный образ жизни включается семья, это становится частью трэвел-планов».
Чего можно достичь вместе с кайф-коучем?
Андрей Жуков: «Клиенты всегда приходят в фитнес с какой-то конкретной целью — убрать живот, укрепить мышцы. Но задача лайф-коуча глобальнее: поменять мировоззрение человека в сторону здорового образа жизни. Конечно, это не происходит сразу. На первом этапе клиент достигает изначальной цели, потом ему хочется большего. В этот период здорово мотивируют любительские соревнования. А в процессе подготовки постепенно перестраиваются привычки питания и сна — на более здоровые. И, переболев марафонами и триатлонами, переходит на третью стадию — режим тренировок, поддерживающий здоровье. Это не отменяет соревнований, но уже в свое удовольствие. И даже на этом этапе от услуг лайф-коуча не отказываются. Тренер берет на себя планирование, освобождая клиенту время».
Сергей Рябцов: «За последние годы я открыл для себя четыре абсолютно новых вида активности: беговые лыжи, шоссейный велосипед, триатлон и скитуринг — это когда вверх идешь на горных лыжах (на них надеваются специальные противоскользящие шкуры), а вниз съезжаешь. Благодаря разнообразию тренировок — никакой скуки. Зато большую часть времени я очень хорошо себя чувствую. Я полон позитива и энергии».
Максим Яценко: «Станислав пришел ко мне в 2012-м. Ему было 37, мы пообщались, провели медицинское тестирование. Получили стандартные результаты: ожирение, давление, одышка, подготовки никакой. Сейчас у него вес в районе 95 кг, он отлично чувствует свое тело. Но Станислав с самого начала очень дисциплинированно, стабильно занимался. И дошел до того, что уже начал меня тренировать: надел боксерские лапы и попросил отрабатывать удары, чтобы лучше понимать тренировочный процесс. Попробовали, стали чередоваться, а через два месяца он стал даже придумывать какие-то свои интересные связки. Это впервые в моей практике, чтобы клиент тренировал тренера и платил за это деньги».
Станислав Аширов: «C тех пор как занимаюсь боксом, стал спокойнее и увереннее в себе. Невозмутимость иногда спасает в стрессовых ситуациях. Несколько лет назад был в командировке в Чикаго и решил там посмотреть тренировочный зал Сэма Колонны. Таксист согласился отвезти меня только за двойную плату: «Мотор глушить не буду, 10 минут жду и уезжаю». Едем — дома все ниже, дороги все хуже, люди все больше в капюшонах. И вот я, в Brioni и золотых часах, выхожу из машины и иду в зал. Открываю дверь — там все как в кино: тусклый свет, груши на тросах, едкий запах пота. И дюжина темнокожих ребят тренируется. Все они в один момент поворачиваются на меня, а через несколько секунд так же синхронно отворачиваются. Я пофотографировал, купил несколько фирменных маек и уехал. Когда представитель принимающей стороны узнал, где я был, воскликнул: «Вы с ума сошли! Вас же могли убить». И рассказал, как однажды заблудился на машине, оказался в этом районе, от ужаса проехал перекресток на красный и как его полицейские с мигалкой оттуда вывозили».
Сергей Баканов, генеральный директор ООО «КомРеф», 33 года, тренируется у Александра Овсянко больше года:
«Я практически не заметил, как пришел к новому образу жизни, но изменилось многое. В голове появилось понимание принципов питания, уже бессознательно учитываешь сахар, жиры, белки, углеводы. Меня устраивает мой нынешний вес, но мышечные показатели можно улучшить, хотя во время последнего плавания на яхте уже мог руками шкоты тянуть. Главное, что постепенно все сложилось в единую систему. Тренировки, питание, режим дня. Мне 33, а нужно успевать за молодыми — сейчас люди в 19 становятся миллионерами. Так что здоровый образ жизни — это мой инструментарий, без которого я не могу достичь результатов в бизнесе. Смена образа жизни будто перезапустила мой организм. Я ощущаю, что мои возможности расширились. Друзья и семья меньше стали говорить о моем плохом характере».
Как строить отношения с лайф-коучем?
Максим Яценко: «Лайф-коуч должен знать о клиенте все, но узнать это нужно ненавязчиво. Важно, чтобы клиент мог рассматривать тебя как равного собеседника. Тренировки станут более интересными, если обсуждать близкие клиенту темы, задавать правильные вопросы. Я, например, всегда готовлюсь к занятию, читаю что-то тематическое.
Отношения, которые начинаются на тренировках, нередко перерастают в истории дружбы, партнерства, даже семейные. Но когда они переходят в другую категорию, заканчивается бизнес, так что надо все-таки держать дистанцию».
Станислав Аширов: «Мы изначально договорились с Максимом: он — наставник, я — ученик. И я беспрекословно все выполнял. Через полгода уже начал разбираться, что к чему, почитал теорию, посмотрел бои из классики, и тренироваться стало еще интереснее».
Андрей Жуков: «Клиентам часто кажется, что они лучше знают, что им нужно. Они умные и начитанные, успешны в бизнесе — и крайне важно построить отношения так, чтобы клиент тебя слушал. И тут нужно быть тонким психологом. Где-то вовремя сказать, где-то вовремя промолчать. И, конечно, не надоесть. Со временем, когда клиент видит, что все происходит так, как говорит тренер, он отпускает ситуацию — и тогда получается классный симбиоз. Такие отношения могут длиться очень долго и даже перерасти в дружбу. Но при этом грань все равно остается: один человек — тренер, лайф-коуч, другой — клиент».
Сергей Рябцов: «Лайф-коуч должен быть харизматичным лидером, который заряжает энергией. Тогда не будет никаких проблем с тем, что на тренировках руководитель по жизни оказывается в роли подчиненного. Даже хочется подчиняться, ведь ты видишь результат и хочешь его добиться».
Сергей Баканов: «Я вижу результат от работы с тренером, поэтому могу отключить мозг и просто слушаться. При этом Александр сразу оставил мне некоторую свободу — не следил за мной каждую минуту, ведь главным образом все, что я делаю, нужно мне. Кроме того, руководитель должен быть мобильным в общении с людьми, так что проблем в отношениях у нас не возникает».
Сколько стоит кайф-коуч?
Максим Яценко: «У тренера моего уровня занятия в интенсивном режиме (шесть раз в неделю, но редкий клиент готов к такой загрузке) обойдутся в 21 000 рублей в неделю. Если тренер менее опытный, чуть дешевле. В среднем — 70 000—90 000 рублей в месяц».
Александр Овсянко: «3500 рублей стоит персональная тренировка, полное сопровождение — 30 000 в месяц».
Андрей Жуков: «Персональная тренировка у меня стоит 5500 рублей. И почти полгода я езжу по индивидуальным тренировочным кэмпам с клиентами. Это 44 000 рублей в день плюс проживание и перелет».