Новый спектакль Кирилла Серебренникова, иммерсивная опера, «переписанный» Островский и другие сильные зрелища
«Пиковая дама»
Усадьба Гончаровых-Филипповых (с 1 октября)
Первая классическая опера в иммерсивном формате: зритель окажется на расстоянии вытянутой руки от актеров. Обещан идеальный живой звук, виртуальные декорации и оптические иллюзии. Три этажа старинного особняка вместят в себя десятки локаций: игорный дом и зимний сад, бальный зал и будуар таинственной графини. В новой «Пиковой даме», помимо живого оркестра, хора и солистов, задействованы актеры Мастерской Дмитрия Брусникина.
«Волшебная гора»
Электротеатр Станиславский (2 -5 октября)
Одиозная фигура российского театра — Константин Богомолов — ставит спектакль по философскому роману Томаса Манна. Интрига в том, что продолжительность постановки по многостраничной саге — всего полтора часа. Эффектный жест в театре, где привыкли к шести-восьмичасовым постановкам. В первой части играть будет прима Электротеатра Елена Морозова, во второй — Богомолов собственной персоной. В соцсетях режиссер пишет к поклонникам: «Я призываю всех, кто придет, прочесть перед посещением поэму Некрасова «Мороз, Красный нос».
«Утиная охота»
Театр им. М. Н. Ермоловой (7, 22 октября)
Лучшую пьесу советского драматурга Александра Вампилова актуализировал Евгений Марчелли. В его версии Зилов (Иван Янковский) вовсе не «плохой хороший человек», запутавшийся в женщинах и самом себе, а харизматичный наглый паренек, которому на всех глубоко наплевать. Возлюбленных героя играют известные по сериалам Кристина Асмус и Дарья Мельникова.
«Безприданница»
Школа драматического искусства (10 октября)
Маленький шедевр режиссера-художника Дмитрия Крымова, поставившего хрестоматийную пьесу Островского так, что она кажется написанной прямо сейчас. Ларису Огудалову играет хрупкая талантливая Мария Смольникова. Играет растерянной клоунессой, совершенно неприспособленной жить в мире вурдалаков и живых мертвецов (именно так Крымов изобразил общество, окружающее Ларису). Спектакль, кстати, как почти все у Крымова, черная комедия.
«Три сестры»
МДТ — Театр Европы на сцене «мастерской Петра Фоменко» (14, 15 октября)
Один из лучших спектаклей Льва Додина, который «дописал» Чехова, а точнее развил тему невостребованных чувств и неудовлетворенных телесных желаний. На женское отчаяние сестер и их одиночество практически больно смотреть. Особенно хороша Елизавета Боярская в роли Маши. Спектакль лишен спецэффектов, главное в нем — авторский текст и актерская игра.
«Альцина»
Большой театр (18, 20,22, 24, 26 октября)
Спектакль — копродукция Большого театра и оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе. Оперу Генделя поставила радикальный и один из самых интересных оперных режиссеров современности англичанка Кэти Митчелл. Дом сестер-волшебниц Альцины и Морганы Митчелл превратила в таксидермическую фабрику, а их жертв — в сексуальных рабов.
«Ближний город»
Латышский национальный театр на сцене «Гоголь-центра» (24, 25 октября)
Наделавший много шума в Европе спектакль Кирилла Серебренникова по пьесе литовского драматурга Мариуса Ивашкявичюса (в прошлом сезоне он получил «Золотую маску»). Главные герои — тридцатилетние супруги, жизнь которых совсем не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Секс, насилие, кровь, — всего этого на сцене будет в избытке.
«Маленькие трагедии»
Гоголь-центр (28, 29 октября)
Первый хит начала сезона — брутальная премьера Кирилла Серебренникова, состоявшаяся пока режиссер был под домашним арестом. Спектакль поставлен по четырем пушкинским пьесам («Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы»), все четыре объединены трэками рэпера Хаски. Герои живут в современных реалиях, — например, Моцарт предстает перед зрителем опустившимся наркоманом, а у донны Анны обнаруживается любовь к БДСМ.
«Дядя Ваня»
Театр им. Ленсовета на сцене МТЮЗ (7, 8 ноября)
Эксцентричный «блокбастер» главного авангардиста двух столиц. Юрий Бутусов поселил чеховских героев в нарисованный больничный коридор, тем самым обозначив посыл своего нового спектакля — все мы живем на ветру. Неуютно, растерянно и в глубоком одиночестве. На сцене — клоунада, буффонада и нарочитый гротеск (всего один пример: дядя Ваня ходит по сцене, посыпанный тальком, как пылью).
«Нуреев»
Большой театр (9, 10 декабря)
Балет-байопик Юрия Посохова по либретто Кирилла Серебренникова. Его летняя премьера была отменена по устному настоянию Владимира Мединского, что-то нецензурное увидевшего в спектакле. Так или иначе, балет увидит зритель. Над ним трудилась та же команда, которая ставила «Героя нашего времени», получившего «Золотую маску» (хореограф-постановщик Юрий Посохов, режиссер и сценограф Кирилл Серебренников, композитор Илья Демуцкий).
«Заповедник»
«Студия театрального искусства» (декабрь)
Апологет традиционного театра, всегда внимательный к авторам-классикам Сергей Женовач ставит Сергея Довлатова, объединяя пьесу «Заповедник» с поэзией Пушкина Главный герой — ленинградский интеллигент, который не понимает, как жить после того, как жена и дочь уезжают в Америку.
«Пиковая дама»
Большой театр (февраль 2018 года)
Над великой оперой Чайковского Римас Туминас работает уже полгода. Подробности держит в секрете. Стоит поверить на слово поклонникам литовского гения, — нас ждет философский спектакль. Сдержанный, строгий, но при этом фантастически красивый.
«Человек из рыбы»
МХТ им. Чехова (март)
Будущий хит (не сомневаемся) Юрия Бутусова. Радикальный режиссер сам выбрал пьесу современного драматурга Аси Волошиной. О тексте мало что известно, кроме отзывов тех, кто слышал читку: это очень смешно и очень страшно.
«Му-Му»
Театр наций (10-11 апреля)
Еще одни спектакль Дмитрия Крымова и его команды, в основу которого лягут «Записки охотника» и «Муму» Ивана Тургенева. Зная фирменный стиль режиссера-художника и материальные возможности Театра наций, нетрудно предположить: никакого Тургенева из школьных сочинений не будет. Вместо этого — парадоксы, розыгрыши, клоунада и немыслимая сценография. В ролях — сильнейшая команда: Алексей Вертков, Константин Муханов, Мария Смольникова, Лия Ахеджакова.