Посетители выставки JetExpo проходили к экспонатам по красным коврам, расстеленным на лётном поле аэропорта Внуково-3. Ведь эти экспонаты – самолёты для самых взыскательных пассажиров, которые не летают на регулярных рейсах, и владение или как минимум пользование такими самолётами – часть быта любого человека, который входит в список Forbes.
На открытии выставки JetExpo глава Росавиации Александр Нерадько сообщил, что в этом году российские авиакомпании уже преодолели рубеж в 100 миллионов пассажиров – впервые за всю историю Российской федерации. В этот рост авиаперевозок вносит вклад и деловая авиация. По словам представителей отрасли, спад, начавшийся в 2014 году, в начале этого года наконец остановился, и рынок стабилизировался и в ближайшее время ожидается рост.
Можно сказать. что его уже почувствовал один из производителей бизнес-джетов, французская компания Dassault Aviation. В её экспозиции на JetExpo было два самолёта Falcon – и оба впервые были представлены в России.
Новый флагман
Появления нового флагмана Falcon 8X стало своеобразным сюрпризом – до последнего момента было неизвестно, прилетит ли он во Внуково-3. «Эта машина постоянно используется для демонстрации, и у него очень плотное расписание», – пояснил глава коммуникаций Dassault Falcon Вадим Фельдзер. Falcon 8X летает дальше всех среди французских бизнес-джетов – преодолевая без дозаправки дистанция без малого 12 000 км. Кроме того, у него самый длинный среди Falcon салон, 13 метров. В нём можно разместить до 16 человек. Но на максимальное расстояние, конечно, самолёт летит не с полной загрузкой. Ведь полёт занимает до 15-16 часов, и пассажирам надо предоставить наибольший комфорт. К тому же полная заправка топливом снижает массу полезной нагрузки.
Falcon 8X отличается не только просторным, но и тихим салоном благодаря современным двигателям и хорошей звукоизоляции. На борту обеспечивается широкополосный доступ в интернет. И, конечно, самые современные технологии предлагаются для помощи пилотам. Система FalconEye проецирует на прозрачный дисплей перед пилотом изображение, синтезированное из памяти компьютера с наложение данных с чувствительных камер внешнего обзора, значительно упрощая посадку в условиях ограниченной видимости. FalconEye заказывают почти все покупатели Falcon 8X.
Вторая представленная Dassault модель тоже российская премьера. Модернизированный Falcon 900LX дебютировал в ноябре прошлого года на американской выставке NBAA-BACE. Он меньше 8X и имеет не такую большую максимальную дальность полёта – 8800 км. теперь получил новую отделку салона и новое оборудование.
Особенность обеих новинок Falcon – уникальная на сегодня трехмоторная компоновка. Представители Dassault говорят, что это расширяет возможности использования самолётов – они не связаны ограничениями для двухмоторных машин ETOPS, и сочетают высокую тягу с низким уровнем шума, что позволяет их эксплуатировать в аэропортах со сложными условиями посадки и ограничениями по шуму – например, Лондон-Сити. В России хорошо знают о преимуществах трехмоторных самолетов, например, Як-40, – напоминает г-н Фельдзер. Увы, Як-40 известен не только своими возможностями, но и высоким расходом топлива. Как с этим у Falcon? Трехмоторные модели экономичнее двухмоторных одноклассников, разница достигает 50 процентов, говорит представитель Dassault. Это подтверждается и данными независимых экспертов.
В России или в интересах российских владельцев эксплуатируется около 60 Falcon. Один из них – и Falcon 8X. В мае эта модель получила российский сертификат и уже передана российскому клиенту.
Dassault кроме бизнес-джетов Falcon также выпускает истребители Rafale, и опыт работыс военными самолётами активно используется в проектировании гражданских. Примерно в такой же ситуации оказалась и российская компания «Сухой» – ранее занимавшаяся лишь военной техникой, в XXI веке она создала и серийно выпускает гражданский лайнер SSJ-100. Он также был представлен на JetExpo. С учётом специфики выставки это был один из «Суперджетов», используемых МЧС, оснащённый двумя салонами VIP в передней части. Посетители могли оценить качество отделки российского самолёта. Впрочем, SSJ с VIP-салонами уже не новость, аналогичный борт – но с иной компоновкой, – был показан на JetExpo в прошлом году.
Средний класс с комфортом высшего
Как и ожидалось, бразильская Embraer показала новую модификацию Legacy 450. Он получился укорочением уже известного Legacy 500 на четыре фута (примерно 1,2 м). Дальность – примерно 5400 км с четырьмя пассажирами, в самолёте можно разместить до девяти человек. Хотя Legacy 450 и 500 относятся к легкому среднему классу, бразильские дизайнеры постарались обеспечить комфорт на уровне машин большей размерности. Высота салона 1,83 м позволяет выпрямиться большинству людей, при этом проход между креслами на том же уровне, а не заглублён относительно кресел, как это сделано в большинстве легких бизнес-джетов.
Embraer также показал свою уже известную легкую модель Phenom 300ю Шесть мест, дальность до 3600 км.
По нескольку самолётов представили и два других производителей бизнес-джетов – Bombardier и Gulfstream. Последняя показала G280 так называемого супер-среднего класса, свою классическую модель G550 и флагманf – G650ER имеет дальность полёта без дозаправки почти 14 тысяч километров, а его салон позволяет организовать до 10 спальных мест, или перевезти 19 пассажиров. Bombardier показала Global 6000 – дальность в 6000 миль (чуть больше 11 000 км) не самая большая, в семействе Global есть ещё модели 7000 и 8000, и Global 8000 преодолевает расстояние более 14 600 км.
Классика не стареет
Авиакомпания «Космос» воспользовалась случаем чтобы продемонстрировать своё новое приобретение – Ту-134. В СССР для перевозки высокопоставленных руководителей использовались пассажирские самолёты со специально оборудованным салоном. И Ту-134 был один из самых популярных самолётов-салонов. как их тогда называли. Экземпляр «Космоса» выглядит почти как новый – ранее он находился в распоряжении различных государственных организаций и летал совсем немного, не выбрав и 10 процентов своего ресурса в 40 000 часов. И прекрасно сохранился как снаружи. так и внутри. За исключением салона главного пассажира, в котором установлена более современная мебель и систем развлечений, он не изменился. Салон для сопровождающих лиц с увеличенным шагом кресел – каждый ряд кресел у своего иллюминатора, – а также гостевой салон с диванам позволяют представить себе роскошь советского времени. Сохранился и работает также встроенный трап с электроприводом у задней двери. С ним Ту-134 может не ждать подачи трапа в аэропорту. Самолёт исопьзовался для перевозки специалистов. космонавтов и высокопоставленных руководителей отрасли по России, а также на космодром Байконур. А сейчас доступен для чартеров. когда не занят на основной работе.
Летать самим
Хотя выставка и называется JetExpo нашлось место для винтовых машин. Это вертолёты Agusta Westland AW139, которые производятся в России, Bell 407 и самолшёты. В павильоне был выставлен поршневой четрёхместный Cessna TTX с российской регистрацией. Это первая и пока единственная машина этого типа в нашей стране. четырехместная машина с двигателем мощностью 310 л.с. развиваетс скорость до 435 км/ч и подходит в качестве персонального самолёта. Дальность – до 2000 км.
Второй винтовой самолёт – Pilatus PC-12NG, он гораздо больше и может перевозить в комфортабельных креслах шесть человек и больше. Его мы уже видели на ависалоне МАКС.
Прощай, JetExpo!
Выставка JetExpo прошла последний раз. Нет, её не закрывают совсем, просто она теперь станет частью более развёрнутого мероприятия – RUBACE. Это слово расшифровывается как Russian Business Aviation Convention & Exhibition, и помимо выставки в рамках события будут организованы конференция. именно так происходит в других регионах – в Европе проходит EBACE, в Азии ABACE, а в Северной Америке NBAA-BACE. Более привычный для участников рынка формат и название наверняка привлекут больше и участников, и посетителей.