Американский банк Goldman Sachs забрал за долги яхту Natita, купленную американским нефтяным магнатом Уильямом Каллопом у российского миллиардера Алишера Усманова в 2010 году, сообщает The Wall Street Journal.
Судно отошло кредитной организации из-за того, что бизнесмен не смог обслуживать свой кредит. После этого банк подал иск к своему клиенту, а в прошлом месяце представители Службы федеральных маршалов США прибыли в пристань для яхт в Уэст-Палм-Бич и арестовали Natita.
Яхта была создана в 2005 году на верфи Oceanco в Нидерландах. Она стала первой суперяхтой, принадлежащей Усманову. Изначально, как и все яхты основателя USM Holding, она носила название Dilbar (в честь его матери). Длина судна составляет 66 метров, оно оснащено кинотеатром, джакузи и вертолетной площадкой.
В 2008 году Усманов получил 110-метровую новую яхту, построенную верфью Lurssen. Одновременно с этим первая яхта миллиардера была переименована в Ona. В 2010 году судно было продано за € 59,9 млн Каллопу. Тот, в свою очередь, сменил ее название на Natita (в честь своей тещи). Судно — не единственное в коллекции Каллопа, ему также принадлежат 57-метровая Bad Girl, построенной Brooke Marine в 1992 году, а также яхта длиной 28 метров, когда-то использовавшаяся Дж. Ф. Кеннеди. Каллоп купил ее на аукционе в 1998 году и восстановил.
Каллоп начинал свою карьеру в 1970-х годах, когда он присоединился к семейной компании McAllister Towing & Transportation, занимающейся морскими перевозками. Юридический спор привел к расколу компании в 1993 году. В результате Каллопу отошел нефтяной бизнес, которым и занимался в течение следующих 20 лет.
В 2009 году он продал свой бизнес консорциуму колумбийских и корейских инвесторов за почти $1 млрд. Затем предприниматель занялся инвестированием: он приобрел 7% акций энергетической компании Quicksilver Resources и купил в Перу 300-летний ликеро-водочный завод.
Безопасные кредиты
Как отмечает WSJ, передача яхты Goldman Sachs — неизбежный результат последней «золотой лихорадки» на Уолл-Стрит: состоятельные клиенты берут кредиты, закладывая все, от дорогого вина до картин Энди Уорхола. Goldman, скорее всего, будет продавать Natita, но сделать это будет не просто: яхты выставлена на продажу уже почти два года, но покупателей на нее пока не нашлось.
Тем не менее, сами банки убеждены, что подобные кредиты безопасны, так как они хорошо знают заемщиков и в курсе их платежеспособности. И чаще всего, в отличие от, например, кредитных карт, эти кредиты имеют залоговое обеспечение, а также подтверждены личной гарантией. Согласно февральским данным Goldman Sachs, стоимость залога в кредитах обычно превышает сумму кредита.
Среди других примеров необычных залогов — кредит Morgan Stanley и Deutsche Bank AG миллиардеру Стивену Коэну, которому принадлежат работы Энди Уорхола и Пабло Пикассо. Руководители Blackstone Group LP, в том числе основатель Стивен Шварцман, взяли заем в UBS под залог принадлежащих им акций в частных фондах.
Goldman Sachs в свою очередь предоставил кредит крупному бизнесмену Обри МакКлендону под залог его винной коллекции. После смерти МакКлендона в 2015 году она была продана на аукционе за $8,4 млн, покрыв размер кредита.