Третьяковская галерея: дар тайного доброжелателя, гастроли с Алексеем Ананьевым и выставка с фондом Михельсона
Благодарственное выступление Зельфиры Трегуловой на церемонии передачи в дар Владимиром Потаниным работы Эрика Булатова «Картины и зрители» на тему возрождения традиций меценатов-собирателей стало пророческим.
В хронологии это выглядит так. 5 июля пожелавший остаться неизвестным доброжелатель подарил Третьяковской галерее картину Дмитрия Жилинского, классика русской живописи второй половины XX века. «Человек с убитой собакой» — автопортрет художника с его собакой породы чау-чау, сбитой машиной, написанный в 1976 году — ключевая работа в творчестве Жилинского, присутствовавшая на всех выставках мастера с момента своего создания. До этого времени портрет считался «непродаваемым». Третьяковская галерея не раз подступалась к картине, но безуспешно. Однако некий тайный доброжелатель смог уговорить вдову художника Венеру Николаевну Жилинскую передать работу Третьяковской галерее. За сколько меценат приобрел работу в семье художника, музей не сообщает, также как и не раскрывает имени благодетеля. Известно лишь, что это не первое дарение мецената, который задумал собрать при помощи кураторов галереи свою коллекцию современного искусства в виде даров музею.
На церемонии дарения, которая прошла в Новой Третьяковке в кулуарной обстановке — не было ни представителей правительства, ни репортеров светской хроники, ни помпезного банкета, — Forbes Life заметил Рината Умарова, заместителя исполнительного директора фонда «Связь времен», основанного миллиардером Виктором Вексельбергом, и спросил у него, не Вексельберг ли этот таинственный меценат. Господин Умаров заверил Forbes Life, что зашел на церемонию как представитель своего патрона, попечителя Третьяковской галереи, «только посмотреть».
19 июля в Калининграде, в городской художественной галерее открывается выставка «Окна в Россию» — передвижной проект Третьяковской галереи и Института русского реалистического искусства, основанный миллиардером Алексеем Ананьевым. За год гастролей, на которые Третьяковка отправила 50 работ из своей коллекции, а ИРРИ — 70, «Окна в Россию» пройдут в Сочи, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске и Владивостоке. Как сформулировала Зельфира Трегулова, это передвижной музей для тех, кто никогда не ходил в музеи. Выставка задумана в двух форматах: экспозиция оригинальных полотен Дейнеки, Пименова, Нисского, Коржева, Салахова, Яблонской и мультимедийный спектакль по мотивам хрестоматийных работ, таких как серовская «Девочка с персиками», малявинский «Вихрь», шишкинская «Рожь», врубелевская «Сирень». Свои знаковые полотна Третьяковка в поездку не отпустила. Организатором тура выступила компания «Ингосстрах», а музей ИРРИ предпочел роль продюсера гастролей.
С 1 августа в Новой Третьяковке на Крымском валу фонд V-A-C, основанный миллиардером Леонидом Михельсоном, покажет семь работ современного художника Тино Сегала: Kiss («Поцелуй», 2002); This is Propaganda («Это пропаганда», 2002); This is New («Это новое», 2003) и первое произведение Тино Сегала под названием Instead of Allowing Some Thing to Rise Up to Your Face Dancing Bruce and Dan and Other Things («Вместо того чтобы позволять чему-либо возноситься к твоему лицу танцуя Брюса и Дэна и другое», 2000). Одновременно в Музее архитектуры будут показаны три работы: Kiss (clean version) («Поцелуй (чистая версия)», 2006) и This Variation («Эта вариация», 2012), которые откроются с интервалом в три недели, а также This Progress («Этот прогресс», 2006), которая будет действовать на протяжении всего срока выставки. Тино Сегал — мастер перформанса, работающий со словом и движением, в своих работах находит роли для каждого зрителя и посетителя, превращая аудиторию в активного участника художественного процесса.