Московский международный авиакосмический салон в этом году отмечает 25-летие. В 1992 году на аэродроме Лётно-испытательного центра им. Громова в Жуковском прошла выставка «Мосэрошоу». Она стала предтечей Московского международного авиасалона (МАКС), который впервые состоялся в следующем году. Его организатор – компания «Авиасалон» также была создана 25 лет назад. С тех пор МАКС прошёл 12 раз – он проводится в нечётные годы, как и авиасалон в Ле-Бурже. МАКС – довольно популярное событие, в 2005, 2007 и 2009 годах его посещали более полумиллиона человек, а в 2001-м — 660 000.
В этом году участниками авиасалона станут более 770 компаний из 32 стран, в статической экспозиции запланировано 116 летательных аппаратов, а в лётной программе должны принять участие 84.
Forbes Life накануне открытия салона выяснил, что нужно смотреть обязательно.
Основной производитель самолётов России – «Объединённая авиастроительная корпорация» займёт целый павильон. В нём представлены модели перспективных самолётов – в том числе истребителя пятого поколения Т-50, самолета-амфибии Бе-200, учебно-боевого Як-130, тяжелого транспортного самолета Ил-76МД-90А, ближнемагистрального SSJ 100, ближне-среднемагистрального лайнера МС-21-300 и другие. Также посетители увидят перспективные модели летательных аппаратов М-60 и МТС.
MC-21 мог стать главной премьерой МАКС-2017 – этот российский конкурент самых популярных авиалайнеров мира, Boeing 737 и Airbus A320, впервые взлетел в мае этого года. Но, к сожалению, программа испытаний не завершена и МС-21 решили не выставлять даже в статической экспозиции. То, что ОАК активно работает над нашим новым лайнером, покажет пилотажный тренажёр МС-21-300. Такие тренажёры являются обязательной частью подготовки пилотов для новых самолётов, и необходимы для запуска их на рынок.
Вряд ли выставка обойдётся без регионального турбовинтового Ил-114.
SSJ-100 будет представлен в статической экспозиции. Это будет версия для МЧС. Также ОАК покажет истребители МиГ-35, Су-30СМ, Су-35С, фронтовой бомбардировщик Су-34, бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50У, а также учебные Як-130 и Як-152.
Холдинг «Вертолеты России» представит обширную экспозицию – как и в прежние годы, на МАКСе будут показаны практически все модели вертолетов, которые производятся в России, включая самый большой вертолёт в мире Ми-26, и новинки последних лет «Ансат», Ми-38 и Ми-171А2. На МАКСе запланирован дебют Ми-171Ш-ВН, предназначенного для борьбы с терроризмом.
По традиции в экспозиции авиасалона представляют исторические самолёты – как правило, это Ту-144, который находится в Жуковском, и ряд других не менее интересных моделей. Что именно будет в экспозиции, мы узнаем в день открытия.
Airbus A350-900 уже бывал на МАКСе и прилетал в Москву, однако впервые на ависалоне будет представлен самолёт с оборудованным салоном. Можно будет оценить и простор эконом класса, и современные кресла в бизнес-классе. Увы, доступен он будет только в дни для профессионалов – 18 и 19 июля. В Жуковском будет выставлен второй из построенных самолётов этого типа, он остаётся собственность Airbus и используется для лётных испытаний. Специальная окраска имитирует углепластик, указывая на то, что A350 наполовину сделан из этого современного материала. Airbus A350 авиакомпании Singapore Air с декабря прошлого года уже летает на регулярных рейсах в Москву – он используется на рейсах Сингапур-Домодедово-Стокгольм.
Boeing планирует показать представителя своего новейшего семейства 737 MAX – скорее всего это будет модель Boeing 737 MAX 8, первые экземпляры которого уже поставлены авиакомпаниям. Однако пока Boeing объявил только программу деловых мероприятий и конференций в рамках авиасалона, показ самолёта официально не подтверждён.
В небе
Основная летная программа запланирована как раз на дни массового посещения, и обычно она повторяется из дня в день, и продолжается с 11 до 17 часов. В дни для специалистов она более специализированная и рассчитана всего на два часа, с 15 до 17. Всего в летной программе и на статической стоянке авиасалона на данный момент заявлены более 80 летательных аппаратов.
Главным летающим экспонатом станет истребитель пятого поколения Т-50, созданный в рамках программы ПАК-ФА. Увидеть его непросто – на прошлом авиасалоне его запрещали фотографировать посетителям при буксировке по лётному полю.
Анонсировано участие в лётной программе восьми пилотажных групп. Прежде всего это российские группы высшего пилотажа ВКС России: «Русские витязи» на Су-30СМ, «Стрижи» (МиГ-29) и «Соколы России». «Соколы» планируют показать элементы боя на малой высоте на истребителях Су-35М.
Пилотажная группа ДОСААФ России «Русь» на чешских самолётах L-39. В этом году группа отмечает своё 30-летие.
В очередной раз на МАКСе выступит латвийская команда Baltic Bees – единственная частная пилотажная группа в Балтии.
Впервые примет участие в авиасалоне группа «Крылья Тавриды», которая выступает на учебно-боевых реактивных Як-130.
Высший пилотаж покажут не только реактивные самолёты, но и легкие поршневые машины пилотажных групп «Первый полет» и «ЧелАвиа».
Впервые в небо над Жуковским поднимется пилотажная группа ВВС ОАЭ Fursan Al Emarat, выступающая на итальянских Aeromacchi MB-339
«Вертолёты России» примет активное участие и в лётной программе авиасалона. Порядка 10 вертолётов будут задействованы в пролёте строем, также предусмотрен индивидуальный пилотаж вертолетов Ми-26Т2, Ми-35М, Ми-28НЭ и «Ансат».