Коллекционный дизайн: как продать шезлонг из алюминия за £2,5 млн
Сближение краснодеревщиков с дизайнерами и архитекторами отчетливо наметилось к 1845 году, когда в Глазго открылась Государственная школа дизайна. В 1903 году на сцену выходит австрийский архитектор Йозеф Хоффман. Его «Венские мастерские» воплощали самые смелые идеи в дизайне мебели, цены на которую тоже не отличались скромностью. «Если мы не можем работать для всех, — призывал Хоффман, — давайте работать для тех, кто может себе это позволить».
В 1929 году модернисты Ле Корбюзье, Шарлотта Перриан и Пьер Жаннере представили на суд публики мебель для «внутреннего оборудования жилья», заявив, что дизайнерские вещи, напротив, должны производиться промышленными сериями с использованием новых сплавов, искусственного мрамора, кожи и кожзаменителя.
Если в конце 1990-х годов стул из дубовой фанеры классика модернизма Жана Пруве, выпущенный огромной партией, стоил не больше 150 франков, то теперь каждый экземпляр продается по цене от €5000 до €10 000. На парижских торгах Christie’s в 2009 году кресло с драконами дизайнера Эйлин Грей ушло с молотка за €21,9 млн, превысив эстимейт в 7,2 раза. Шезлонг из алюминия Lockheed Lounge австралийского дизайнера Марка Ньюсона в 2015 году был продан на аукционе Phillips за £2,5 млн.
С апреля по июнь этого года в ГМИИ им. А. С. Пушкина прошла выставка «Легенды датского дизайна», экспозиция состояла всего из восьми стульев датских дизайнеров и легендарного светильника Artichoke Поля Хеннингсена 1958 года, с которым во многом ассоциируется дизайн Дании. А на Трехгорке выставкой «Midcentury: дизайнерская мебель и абстрактная живопись» начала работу первая в Москве галерея коллекционного дизайна «Палисандр». В диалоге с абстрактной живописью была показана мебель 1950–1960-х годов дизайнеров Миса ван дер Роэ, Джо Понти, Ханса Вегнера, Поула Кьерхольма, Нормана Чернера, Арне Воддера.
Сегодня коллекционный дизайн все дальше отходит от промышленного производства. Во многом процесс связан с появлением западных галерей Carpenters Workshop Gallery, Galerie Kreo, Galerie Armel Soyer, позволивших художникам творить свободнее. Последняя, кстати, представляет российского дизайнера Дениса Милованова. Галереи способствуют появлению так называемой функциональной скульптуры.
Скульптурность предмета волнует одну из самых чтимых фигур современного дизайна — Мартена Секели. Дизайнер создает упаковки для Perrier и Heineken, столовые приборы для Christofle, ручки для S. T. Dupont, что не мешает ему производить мебель, размывающую грань между дизайном и искусством.
Канадец Жильдас Бертело тоже сконцентрировался на поиске золотой середины между функцией и эстетикой, вдохновляясь извилистыми барочными силуэтами. А вот мебель американца Венделла Касла и вовсе утратила свои утилитарные функции. Едва ли можно думать о комфорте, сидя на креслах и стульях из отшлифованного бетона и ламинированного слоистого пластика.
Немецкий дизайнер Пиа Мария Редер посвятила себя экспериментам с материалами и биоморфными формами. Ее коллекция «Морские анемоны» — абсолютный фаворит выставок и международных ярмарок. Комплект из столиков и скульптур выполнен из тысяч отшлифованных и покрытых лаком буковых прутьев.
Ингрит Донат, вдохновляясь искусством древних племен и архитектурой модерна, создает скульптурную мебель, пуская в ход бронзу, алюминий, полированный бетон. Лимитированные серии ее комодов, консолей, скамеек и ширм продаются с ценником от $15 000 до $60 000.
И наконец, пионер коллекционного дизайна Адо Шаль, которому в будущем году стукнет 90 лет. Его мебель украшает брюссельский шоу-рум Dior и флагманский магазин Chanel в Сингапуре. Дизайнер отвечал за свадебный подарок принцессе Диане и принцу Чарльзу. Вещи Шаля давно стали целью коллекционеров, они чуть ли не всегда появляются на таких авторитетных ярмарках, как PAD и BRAFA.