Мир искусства раскололся на рыночное и выставочное. Чем это грозит покупателю?
Для арт-рынка 2016 год был в целом успешным. Выставки с часовыми очередями, ценовые рекорды на торгах и впечатляющие обороты продаж на ярмарках — искусство востребовано и с эстетической, и с потребительской точки зрения. Важная деталь происходящего в том, что рынок все очевиднее сегментируется. Объем рынка современного искусства, согласно исследованию портала Artprice, с 2000 года вырос в 14 раз. Искусство второй половины XX века пользуется особым спросом на вторичном рынке благодаря деятельности арт-дилеров и аукционных домов. В работе аукционов все большую роль играют частные продажи: их объем на Christie’s за 2016 год вырос на 25% и составил £694 млн. Было совершено две выдающиеся сделки: совместное приобретение двух парных портретов кисти Рембрандта правительствами Франции и Нидерландов и покупка Национальным морским музеем Гринвича портрета королевы Елизаветы I.
На первичном рынке заметно отразился кризис 2008-го. Актуальное искусство — носитель наиболее передовых творческих идей, только оно адекватно отражает положение дел в мире. Но покупатель хочет обезопасить себя от рисков, связанных с инвестированием в работы начинающих авторов. В итоге он останавливается на золотой середине, послевоенном искусстве. Его интересует узнаваемое искусство, в первую очередь — шедевры. Они пользуются стабильно высоким спросом независимо от сезонных колебаний и текущей экономической конъюнктуры. Самыми громкими продажами Christie's в 2016 году стали картина Моне «Стог сена», $81,4 млн, работа де Кунинга «Без названия XXV», $66,3 млн и полотно Рубенса «Лот и его дочери», £44,8 млн. Понятно, что эксперты аукционных домов не могут постоянно находить такие работы.
Стремительно увеличивается разрыв между сегментами рынка, в одном из которых ведется работа по поиску и продвижению шедевров, а в другом ставка на «голубые фишки» отсутствует. Это касается и антикварной мебели, и ювелирных изделий. Покупатели стараются экономно тратить средства и зачастую ограничиваются приемлемым качеством. Возникает эффект «усталости» в средних ценовых сегментах арт-рынка. Стабилизировать ситуацию может достижение баланса между рыночной и искусствоведческой оценками, поскольку только баланс защищает рынок от спекулятивных явлений и создает чувство уверенности.
Если опыт начала 1990-х годов служил наглядной демонстрацией того, что коммерческая ценность произведения искусства оказывает влияние на его искусствоведческую оценку, как, например, быстрый взлет и сразу же рекордные цены на Молодых британских художников, то сейчас мир искусства делится на рыночное и выставочное. Художественные институции, музеи стремятся отстраниться от рыночных явлений, выставляя инсталляции и перформативное искусство. А рынок делает ставку на проверенные временем традиционные художественные жанры. Чтобы искусство развивалось, а продажи росли, рано или поздно придется преодолеть этот раскол.