Париж, Opera National de Paris, 25 декабря
Ярко иллюминированная площадь перед Palais Garnier в Париже — один из символов Рождества. Но в самом театре 25 декабря идет отнюдь не благостная опера Глюка «Ифигения в Тавриде». Кровавый сюжет Еврипида, в соответствии со вкусами французского барокко, конечно, смягчен, но до него предстоят два с половиной часа душераздирающих метаний царевны Ифигении и безжалостного суда эриний. Осуществил постановку один из лидеров современного режиссерского театра, поляк Кшиштоф Варликовский. Поэтому никаких благостных видов античной Греции — ХХ век, граффити, инвалидные кресла, прически-бабетты — и вневременное море крови.
Благость и красота плещется на другой парижской площади — в Opera Bastille. Там после нескольких лет отсутствия в репертуаре возобновили «Лебединое озеро» Рудольфа Нуреева. Для русского балета его редакция выглядит варварской, но французы ею дорожат, считая своим наследием. Для пуритан есть второй акт с его бессмертными и неприкосновенными танцами лебедей.
Вена, Staatsoper, 25 декабря
Рождественское меню Staatsoper практически неизменно: что же давать, как не «Волшебную флейту» Моцарта, которая была создана специально для этого города. Сейчас она идет в постановке знаменитого режиссерского дуэта королей визуализации Моше Ляйзера и Патриса Корье (кто-то, возможно, вспомнит их «Евгения Онегина» в Мариинском театре 15-летней давности). Но главная приманка этого вечера — Альбина Шагимуратова, самая востребованная Царица ночи наших дней.
Все остальные вечера праздников отданы балетной премьере — «Раймонде» Мариуса Петипа, отредактированной Рудольфом Нуреевым. Его варварскую роскошь тоже очень любят в Вене, ведь после бегства из СССР он получил гражданство Австрии.
Мюнхен, Регенсбург, 25 и 27 декабря
Баварская государственная опера в рождественский вечер дает одно из премьерных представлений «Спартака». Безусловно, этот балет Юрия Григоровича имеет смысл смотреть только в Большом театре. Но есть единственное исключение, и именно его предлагает в этот вечер Баварский балет: в партии Эгины выступит Наталья Осипова. Крассом будет ее партнер по жизни Сергей Полунин. Заглавную партию исполняет солист Мариинского театра Владимир Шкляров.
В полутора часах езды от Мюнхена, в Регенсбурге — одном из старейших городов Германии — в этот вечер можно посмотреть моцартовскую «Волшебную флейту». Местный театр гордится своей историей — он был основан в 1804 году. Его красно-золотая ярусность эффектно контрастирует с постановкой 35-летнего режиссера Матиаса Рейхвальда.
А 27 декабря можно вернуться в Баварскую оперу. В «Макбете» Верди поет Анна Нетребко. Постановку Мартина Кушея, еще одного мастера современных интерпретаций, считают одним из лучших прочтений этой кровавой оперы.
Берлин, Deutsche Oper, 25 декабря
В Рождество Deutsche Oper показывает «Богему» Пуччини. Композитор создал в ней одну из самых волшебных картин рождественского праздника, соединив шарм парижского Рождества и итальянскую сентиментальность. Но трагический финал, в котором вышивальщица цветов Мими умирает от чахотки, сводит к минимуму ее праздничный потенциал. Спектакль классика немецкой режиссуры Геца Фридриха воспроизводит все грезы о парижской жизни: живописность бедных мансард, уют уличных кафе, романтичность богемы. Спектакль в репетуаре с 1988 года, через него прошли чуть ли не все звездные певцы наших дней, а 25 декабря роль поэта Рудольфа исполнит польский красавец-тенор Петр Бечала.
Лондон, Royal Opera House, 25 декабря
Театр Ковент Гарден отдан русскому классическому балету. Королевская опера отмечает 70-летие своей первой постановки «Спящей красавицы». Для балетного мира это немаловажное событие, потому что тогда над ней работали те, кто получил спектакль прямо из рук Мариуса Петипа — русские балерины-эмигрантки. За ним идет «Щелкунчик», в лондонской версии тоже сохранивший рудименты русской классической постановки Льва Иванова, утраченные на родине.
Нью-Йорк, Metropolitan opera, 26 декабря
Метрополитен Опера показывает новую постановку «Волшебной флейты» 26 декабря. Режиссер Джули Теймор ставила спектакль, который был бы интересен и детям, и родителям. Первым делом она перенесла место действия оперы в Египет. Африка открывает возможность для полета фантазии. Сценографом постановки выбран легендарный Георгий Цыпин, и это гарантирует фантастические трансформации, которые не снились ни шоу, ни цирку. Зато вопреки традиции в предпраздничный день театр показывает днем и вечером оперы, которые трудно представить в рождественской афише. Днем 24 идет L’amour de loin («Любовь издалека») — современная опера финского композитора Кайи Саарихо. Партитура, уже поставленная в Зальцбурге, Лондоне, Париже, играет на контрасте средневековой эстетики (опера посвящена любви аквитанского трубадура Жоффруа Рюделя к его прекрасной даме из Триполи) и композиторских техник ХХ века. Вечером того же дня идет «Саломея» Рихарда Штрауса — еще одна кровавая античная история. Безусловно, археологической достоверности в воспроизведении микенского мифа ждать не стоит, однако имя режиссера Юргена Флимма гарантирует от любых радикальных экспериментов.