Филиал швейцарской ярмарки Art Basel в Америке — ярмарка-гигант. В этом году в Майами съехались 269 галерей со всего мира, не только из Северной и Южной Америки, но и из Европы, Азии и даже Африки. Ярмарка разбита на пять секторов: основная площадка со стендами галерей, Edition с тиражными изданиями, Nova с новейшими работами, Positions — персональные выставки с крупногабаритными работами, и наконец, Survey с историческими проектами. Гигантские арт-объекты обосновались в Collins Park и SoundScape Park, где также построили площадки для перформансов и кинопоказов на свежем воздухе.
Видеопрограмма из пятидесяти фильмов сосредоточена в этом году на теме музыки. Здесь состоится премьера фильма Maurizio Cattelan: Be Right Back режиссера Мауро Аксельрода, посвященного провокационному итальянскому художнику Маурицио Каттелану, живущему в Нью-Йорке.
В прошлом году ярмарку посетили 77000 человек, в этом отмечают, что на VIP открытии ряды посетителей изрядно поредели. Тем не менее, уже в первые часы работы ярмарки были совершены серьезные сделки, что, по мнению экспертов, свидетельствует о стабильности арт-рынка. Низкую посещаемость связывают с вирусом Зика, дошедшего до Майами. Впрочем, несколько случаев заражения к счастью не переросли в эпидемию.
Самая популярная мишень в арт-проектах — будущий президент Дональд Трамп. В первые часы после открытия ярмарки была продана за $300 000 работа классика концептуализма Барбары Крюгер «Без названия» (Cast of Characters), созданная в 2016 году. На большом холсте отпечатаны слова, чаще всего встречаемые во время предвыборной программы на обложке New York magazine: BIG SHOTS, HATERS, YES, NO, LOSERS. Причем одну из обложек журнала, вышедшего в свет 30 октября, с надписью LOSER поверх портрета Дональда Трампа, сделала сама художница.
В галерее Mitchell-Innes & Nash из Нью-Йорка продали за почти $100 000 живопись художника Поп Л, известного своими дерзкими перформансами. В картине Sunny Day White Power (2016) критикуются не слишком толерантные высказывания Трампа. А текстовая работа Риркрита Тиравании в галерее Gavin Brown’s Enterprise со словами The Tyranny of common sense has reached its final stage была быстро куплена за $90 000. Маленький портрет Барака Обамы кисти Элизабет Пейтон, написанный в 2008 году, продан Gladstone Gallery за $450 000. Мало кто мог представить, что Стивен Мнучин, владелец галереи, торгующей работами художника Дэвида Хаммонса, будет назначен на должность министра финансов будущей администрации Трампа. Впрочем, работы Хаммонса ($2.5 млн) пока не проданы.
В этом году на ярмарке многие галереи представляют работы классика американского поп-арта Роберта Раушенберга, как отклик на его ретроспективу в Тейт Модерн. Quartermoon Snare (Spread) (1979) — огромный коллаж — продается за $1,55 млн в Galerie Thaddaeus Ropac. Раушенберга также представляют галереи Waddington Custot, Galeria Luisa Strina и Acquavella, где его огромный рисунок Mainspring (1965) выставлен за $2,5 млн.
Неплохо пошли продажи и других тяжеловесов арт-мира. Дилер из Сан-Франциско Антони Майер продал Quattro Colori Герхарда Рихтера за $100 000 в первые минуты работы ярмарки. Другую абстракцию немецкого классика в Gagosian Gallery купили за $5,8 млн. Новость о том, что Рихтер уничтожил 60 своих работ, подоспела вовремя — теперь цены на художника взлетят еще выше, а коллекционеры будут покупать быстро и не раздумывая.
Лари Гагосян выставил Diamond (Blue) (1994–2005) Джеффа Кунса за $15 млн, — эту работу галерист купил на аукционе Christie’s в ноябре 2007 года за $11,8 млн. Четыре других бриллианта Кунса находятся в частных коллекциях и пока на продажу не выставляются.
Российских галерей в этом году в Майами нет. Швейцарская галерея Gmurzinska выставила коллекцию исторического русского авангарда, куратором которой выступил сэр Норман Розенталь. Тридцать лет он проработал в Королевской академии художеств в Лондоне и вошел в историю как человек, открывший миру Young British Artists.