Самые известные проекты
Один из первых масштабных проектов подобного рода появился в канадском Квебеке. Вообще-то в Квебеке до 2015 года существовал запрет на строительство деревянных зданий выше 6 этажей, но девелоперы Nordic Structures, которые специализируются на деревянной архитектуре и экоустойчивом строительстве, сумели убедить городские власти, что их 13-этажный кондоминиум Origine будет прочным, как народная любовь к премьер-министру Джастину Трюдо.
Бетонным в здании будет только фундамент, остальное — из дерева: и каркас, и стены, и перекрытия. За строительством Origine, кстати, можно наблюдать онлайн. Закончить строительство рассчитывают весной 2017 года, то есть скорость возведения довольно впечатляющая. Квебекский кондоминиум станет самым высоким деревянным зданием Северной Америки.
В Амстердаме в начале сентября одобрили проект 21-этажного жилого здания HAUT высотой 73 метра. Разработало проект бюро Team V Architektuur, построить его планируют к 2019 году.
В то время как бетон и сталь оставляют серьезный углеродный след в атмосфере: предприятия по производству этих материалов — одни из самых «чадящих», на их долю приходится около 10% выбросов углерода в атмосферу.
Трогательная деталь: рядом с небоскребом HAUT разобьют огород, в котором жители дома смогут выращивать овощи и зелень. То есть инфраструктура здания продолжит поглощать углерод и будет при этом обеспечивать жителей вполне чистой едой — в Амстердаме с экологией, как известно, уже сейчас все в полном порядке.
Шведское бюро контора Anders Berensson Architects предложила проект здания под названием Trätoppen («Верхушка дерева»). Сорокаэтажный небоскреб с цифрами на фасаде предполагается встроить фактически внутрь здания исторической парковки в центре Стокгольма работы знаменитого скандинавского архитектора Ханса Асплунда. Цифры на фасаде, собственно, будут перекликаться с орнаментами на здании парковки.
Чем еще может удивить деревянная архитектура?
За прошедший год было предложено еще несколько идей, которые сейчас находятся в стадии согласования. И все они куда амбициознее.
Канадская компания Michael Green Architecture в рамках конкурса Réinventer Paris («Изобрести Париж заново») предложила проект 35-этажного здания Baobab в Париже.
В Лондоне в апреле 2016 года был обнародован проект, который вполне потянет на мировую сенсацию, если его утвердят (стучим по дереву): деревянный небоскреб высотой более 300 метров с жилыми и офисными площадями. Прочность конструкции рассчитывали ученые из Кембриджского университета.
Пока неизвестно, планирует ли новый мэр Лондона Садик Хан одобрить этот проект, который предложен как часть комплекса Барбикана, но в любом случае расчеты прочности, которые были сделаны, будут полезны и при реализации других проектов.
Как это вообще возможно?
Технология, благодаря которой строительство таких высоких зданий стало возможным, была предложена еще в конце 1970-х годов, но применялась она не слишком широко. Основной материал при строительстве таких зданий — кросс-ламинированная древесина (КЛД) — массив из досок, наложенных друг на друга, проклеенных и спресованных. Сумма в этом случае получается больше слагаемых: такой массив прочнее, чем те доски, из которых он сложен.
А что с долговечностью? Бетонные здания тоже не рассчитаны на пятьсот лет. Меж тем европейские дома с деревянными перекрытиями постройки какого-нибудь XVII–XVIII века еще и нас с вами переживут.
В числе преимуществ высотного деревянного строительства помимо абсорбции углерода называют во-первых, возобновляемость ресурса — понятно, что на месте срубленных деревьев в Канаде, Голландии и прочих странах посадят в три раза больше новых.
Пока непонятно, насколько это все научно, но с тем, что в деревянном доме жить попросту приятнее, чем в бетонном, вряд ли кто-то станет спорить.
Что касается проблемы вырубки лесов — она является проблемой только в странах третьего мира: там, по данным Всемирной водной организации (WWO), вырубается по 48 футбольных полей лесов в минуту. В Европе же объем новой древесины позволяет строить по сто деревянных небоскребов в год, не нанося ущерба экологии — объем древесины в ЕС ежегодно увеличивается на 200 млн кубометров.
В Швеции эти нормы изменили давно, и там есть уже целые районы высокоэтажных зданий с применением дерева. Во многих случаях это смешанные конструкции: например, несущие колонны могут быть из бетона, а балки — из дерева. В Швеции, к слову, в таком строительстве используется в основном вторичная древесина, что еще более экологично. В России интерес к зеленому строительству есть, но пока все равно для заказчика важнее доход, ему все равно, использует он энергосберегающие технологии или нет. Хотя сейчас, к счастью, появляются девелоперы, которые начинают задумываться об этих проблемах. Если сравнивать бетон и дерево, тут надо помнить вот о чем: нам кажется, что мы про бетон знаем все, мы считаем его современным крепким материалом, а на самом деле это ведь сравнительно новый материал, у него есть срок годности, и пока никто не знает, что с бетоном произойдет после истечения этого срока. Меж тем в Париже и Венеции здания с деревянными перекрытиями стоят уже много веков и неплохо себя чувствуют. В Калифорнии я недавно посещал Гэмбл-хаус начала XX века, который построен без единого куска бетона. Он отлично сохранился. А допустим, постройки Фрэнка Ллойда Райта примерно того же периода, которые возводили с применениям новых на тот момент технологий, бетонных блоков, сейчас уже сильно разрушены».