Название SAAB легко вводит в заблуждение. Прямо сейчас под этой торговой маркой выпускаются и самолеты, и автомобили – причем делают их разные компании. «Наземный» SAAB Automobile AB принадлежит шведскому холдингу National Electric Vehicle Sweden (NEVS), которым, в свою очередь, владеют бизнесмены из Китая и Японии. «Летающую» SAAB Group контролирует известная в Швеции династия банкиров и промышленников Валленберг совместно с британским оборонным конгломератом BAE Systems. До 1989 года автомобильное и авиационное подразделение уживалось в рамках одной корпорации: в тот момент SAAB действительно был крупнейшей компанией, которая одновременно выпускала и машины, исамолеты.
Шведский производитель начинал с военных самолетов: с 1937 штурмовики и бомбардировщики SAAB поступали в национальные вооруженные силы. Только конец Второй мировой подтолкнул SAAB к диверсификации производства. В 1946 году компания разработала свой первый гражданскийсамолет, 32-местный пассажирский SAAB 90, а еще через год взялась за автомобили. Единство наземной и воздушной стихий подчеркивала нумерация: седан SAAB 92 оказался логичным продолжением самолета с индексом 91 – в сороковых годах шведский производитель собирался развивать два направления параллельно. На протяжении 40 лет концепция работала: многоцелевые истребители SAAB поступили в распоряжение ВВС Швеции, Великобритании, НАТО, Бразилии, ЮАР и даже Таиланда, автомобили SAAB также продавались по всему миру. В настоящее время компания сосредоточилась на военных и учебных самолетах, однако пассажирские лайнеры SAAB 20-летней давности продолжают совершать регулярные рейсы частных авиакомпаний по всей планете – от Японии до Аргентины. С выпуском автомобилей ситуация обстоит несколько хуже, однако новые владельцы знаменитой марки обещают возродить дорожную славу SAAB – в планах менеджмента наладить производство электрокаров и выйти на новые рынки сбыта.