К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Курица, рыба, мясо: что останется в меню авиакомпаний во время кризиса?

Курица, рыба, мясо: что останется в меню авиакомпаний во время кризиса?
Чем кормят и будут кормить на борту «Аэрофлот», S7, «Трансаэро» и Utair

Российские авиапассажиры привыкли есть в самолетах. Полноценное питание на отечественных рейсах традиционно было включено в стоимость билета в отличие от большинства европейских и американских маршрутов. Однако еды на борту, особенно в экономическом классе, с каждым годом становится все меньше. В очередной раз объемы самолетных обедов сокращаются из-за кризиса. Что изменилось в бортовом меню у авиакомпаний и как не остаться голодным в полете — читайте в галерее Forbes.

Сэндвич в «Аэрофлоте»

Сэндвич в «Аэрофлоте»

На рейсах «Аэрофлота» всегда можно поесть, однако количество еды в экономическом классе меняется: в рационе пассажиров появляется все больше сэндвичей.

В октябре 2014 года сэндвичи стали подавать на коротких  рейсах (до двух часов полета) вместо снек-боксов с соком, десертом или бутербродом. Холодный обед или ужин на дальних (от 7 до 8 часов) рейсах тоже заменили на сэндвич. Лишились холодных обедов и пассажиры, летящие два-три часа, вместо них теперь предлагают снэк-бокс. Летом на таких рейсах также будут подавать сэндвичи, но к ним добавится «гастрономическая продукция для закусок», включая кету и кижуч от производителей Дальнего Востока или овощи. Горячее питание останется на летних рейсах, длящихся более трех часов.

В пресс-службе «Аэрофлота» объяснили, что изменения в предлагаемое бортовое меню диктуют санкции против европейских продуктов и изменение курса рубля, ускорившее рост цены даже на отечественное продовольствие.

Тортилья от S7

Тортилья от S7

В S7 Airlines с осени 2014 года стали меньше кормить. Смену меню перевозчик представил как его улучшение: авиакомпания сообщила о появлении нового блюда — тортильи (лепешка с сыром, овощами или курицей) — на рейсах между Москвой, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом. Это означало, что перевозчик кормит теперь на всех рейсах, поскольку раньше пассажирам этих направлений перекусить не предлагали. Но при этом такое же питание появилось и на всех рейсах со временем полета до 2 – 2,5 часов, где раньше пассажиры получали большую коробку с едой.

Меню Utair: почувствуйте разницу
Diomedia

Меню Utair: почувствуйте разницу

Авиакомпания Utair в прежние годы славилась своим бортовым питанием в экономическом классе — полноценный рацион из горячего блюда, салата, хлеба, мясной нарезки и десерта был доступен даже на очень коротком (чуть больше часа) рейсе из Москвы в Санкт-Петербург, а на большинстве рейсов внутри страны предлагался бесплатный бокал вина. Теперь это в прошлом — авиакомпания в глубоком кризисе.

На рейсах длительностью до трех часов пассажирам предложат просто стакан воды, а всем, кто летит дольше этого времени, — еще сэндвичи и горячий напиток. В пресс-службе UTair подчеркнули, что «решение сократить рационы питания для пассажиров принято с целью сохранения существующих цен на авиабилеты».

Дисконт у «Трансаэро»

Дисконт у «Трансаэро»

«Трансаэро» экономит на еде на отдельных рейсах. Еще в начале 2014 года перевозчик запустил полеты в новом классе «Дисконт» — это аналог низкобюджетного перевозчика. По условиям полета в «Дисконте» пассажир имеет право на бесплатный провоз 10 килограммов багажа и минимальное питание на борту.

На большинстве рейсов до трех часов полета «Трансаэро» предлагает воду, чай или кофе плюс небольшой десерт — вафли или шоколадный батончик. Можно купить еду за деньги. Цены на борту в среднем от 50–100 рублей за упаковку быстрорастворимой каши (горячая вода бесплатно) до 100–150 рублей за шоколадку.

В чем выгода?
Diomedia

В чем выгода?

Кому выгодно, чтобы пассажиры ели меньше? Перевозчики заявляют, что экономический эффект от экономии на еде минимальный, но сокращают меню с завидной регулярностью. Причин несколько. Еда в большинстве случаев делается на специальных фабриках бортового питания из свежих продуктов, которые проходят множество отборов и строгий контроль. С учетом цены упаковки стоимость средней порции еды в самолете может достигать 200–300 рублей за порцию.

Еще одна причина — рост цен на продукты. Даже если перевозчик не меняет основной набор блюд, для того чтобы оставаться в заявленном бюджете, ему приходится уменьшать порции или менять ингредиенты.

В сокращении обедов на борту есть и логистические плюсы: чем меньше ланч-боксов, тем быстрее происходит их погрузка на борт. Уменьшение рациона сказывается и на работе бортпроводников — у них уходит гораздо меньше времени на раздачу еды и напитков, последующий сбор мусора и недоеденных блюд, что важно на коротких рейсах.

Есть опосредованная выгода для аэропортов — сокращение питания на борту может увеличить продажи еды в терминалах.

Кто ест досыта?

Кто ест досыта?

Кого кризис затронул мало, так это пассажиров первого и бизнес-классов. Все просто: таких людей на борту не очень много, при этом цена их билетов достаточно высока, а доля бортовой еды в стоимости такого билета весьма невелика. К тому же недовольный едой клиент из бизнес-класса может стоить авиакомпании гораздо дороже, чем обыкновенный пассажир в «экономе». Поэтому те, кто летает в привилегированных классах обслуживания, скорее всего, сокращения питания не почувствуют.

Почему питание на борту не отменят вовсе?
Diomedia

Почему питание на борту не отменят вовсе?

Экономить на еде российские авиакомпании могут, лавируя в рамках «Общих правилах воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Этот документ можно трактовать двояко. К примеру, в пункте 95 указано, что пассажиру должны быть предоставлены прохладительные и/или горячие напитки и питание «при продолжительности полета воздушного судна свыше трех часов». А тремя пунктами ниже сказано уже другое — авиакомпания может не кормить пассажира вовсе, если проинформировала его об этом при покупке билета.

Как кормят за границей?

Как кормят за границей?

На борту иностранного самолета шансов остаться голодным больше. Там на законодательном уровне никто не призывает кормить пассажиров. На внутренних полетах США нормой в «экономе» считается стакан воды или сока и упаковка арахиса или чипсов при полете продолжительностью 5-6 часов. То же касается Европы — если год назад авиакомпания Airberlin выдавала на рейсе из Москвы в Берлин сэндвич, то теперь — небольшую упаковку чипсов или шоколадку. Впрочем, есть и обратный пример — авиакомпания KLM долгое время кормила пассажиров на линии Москва — Амстердам только бутербродами, а недавно запустила полноценное горячее питание на этом маршруте: сказалась конкуренция с другими авиакомпаниям.

Как не остаться голодным?
Diomedia

Как не остаться голодным?

Кризис продолжается, и, вероятно, бортовое питание будет меняться и дальше. Станет больше простых продуктов — картофеля, макарон, круп; будет меньше мяса, но больше курицы и рыбы, а также овощей.

Как не остаться голодным? Можно попробовать заказать специальное питание — у большинства авиакомпаний эта опция доступна бесплатно, и в некоторых случаях спецблюда, например кошерные или без лактозы, могут быть не только вкуснее стандартной еды на борту, но и гораздо больше по объему.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+