С января по октябрь 2014 года в России было куплено 1,991 млн автомобилей, что на 12,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По прогнозам автопроизводителей, в ближайшие годы российский авторынок будет стабильно сокращаться на 10-15% в зависимости от политической ситуации и состояния экономики. Причем падение на 10% автопроизводители называют оптимистичным прогнозом, который сбудется, если страны ЕС и Россия откажутся от обоюдных санкций уже в следующем году.
Население перестает покупать автомобили из-за сокращения реальных доходов, повышения цен на топливо и страховку. Пока дилеры еще не успели отреагировать на падение курса национальной валюты, но уже в декабре 2014 года цены на новые машины в розничной продаже вырастут на несколько процентов.
В наименее выгодном положении оказались зарубежные компании из Японии, Европы и США, у которых нет локализованного производства в России. Для таких марок падение курса рубля означает неизбежное повышение розничных цен и снижение рентабельности. Вместо того чтобы бороться за сокращающийся рынок, таким компаниям проще свернуть бизнес — это избавит автопроизводителей от излишних затрат и защитит от вероятных убытков.
Forbes составил список автомобильных брендов, которые ушли из России в 2014 году, дополнив перечень компаниями, для которых сворачивание бизнеса в России может стать наилучшим решением. Некоторые «кандидаты на выход» еще не делали официальных заявлений, а отдельные игроки даже намереваются увеличить продажи. Но если российская экономика не начнет ускоренно расти, рассчитывать на успех этим маркам будет практически невозможно.