В самом начале своей карьеры я стал свидетелем следующего разговора:
Менеджер: «Твоя презентация не годится, иди переделывай».
Подчиненный: «А что именно не так?»
Менеджер: «Я не собираюсь тратить свое время на то, чтобы тебе это объяснять. Подумай сам и покажи мне результат через час».
Такой диалог повторялся около десяти раз, пока недоумевающий сотрудник не угадал, что же именно нужно было его занятому менеджеру. В итоге куча времени ушла на доработку и проверку многочисленных вариантов презентации. Самое грустное то, что в конце дня босс с подчиненным были не только неудовлетворены работой, но и почти ненавидели друг друга.
На месте этого менеджера я бы потратил лишние пять минут, чтобы донести, что не так с презентацией и как ее улучшить: обратить внимание на форматирование таблиц, либо на содержание, если оно отличается от того, что изначально проговаривали, либо уделить больше внимания очередности слайдов, их дизайну и т.д.
Неопытные менеджеры часто вместо объяснения и открытого разговора начинают агрессивно реагировать на ошибки подчиненных. Но конструктивная обратная связь позволяет намного эффективнее корректировать недочеты в работе. В нашей компании даже предусмотрены специальные тренинг-сессии для менеджеров: как давать правильный отзыв о проделанной работе.
Эффективный отзыв состоит как из положительной оценки действий, так и из рекомендаций по улучшению качества работы. К сожалению, многие руководители часто забывают о первом пункте.
Пример. Я часто сталкивался с ситуацией, когда высокоэффективные сотрудники хотели покинуть компанию, так как считали, что их недооценивают. Только сообщив руководителям о намерении уйти, они вдруг узнавали, что являются практически лучшими в своем деле.
Иногда отзыв босса сводится к следующим фразам: «Все нормально! Делай то, что ты делаешь». С точки зрения развития такая обратная связь мало что дает. У сотрудника могут возникнуть следующие мысли: «Что именно я делаю хорошо? Общаюсь с клиентами? Вовремя сдаю проект? Как еще я могу улучшить то, что делаю?»
Когда вы даете оценку чьей-либо деятельности, важно упомянуть моменты, которые можно улучшить. При этом надо не вдаваться в критику, а спокойно, аргументированно объяснить, как нужно повести себя в следующий раз.
Мне нравится, когда менеджеры готовятся ко встрече со своими подчиненными и заранее продумывают, что и как сказать, какой отзыв дать и как его лучше сформулировать. Это лишний раз показывает, что им небезразличен результат.