Сопротивление возникает, когда наши ожидания не совпадают с тем, что происходит. У нас в голове есть образ того, как все должно быть, но жизнь часто готовит непредвиденные обстоятельства. И мы включаем режим борьбы, тратим нервы и силы и жертвуем хорошим настроением, даже не задумываясь, подвластна ли нам эта ситуация. Это то же самое, что сопротивляться новому курсу валют, хотя это не то, на что мы можем повлиять.
Раньше мне казалось, что сопротивление больше свойственно русским людям, но после длительных наблюдений заметил, что это свойственно всем, просто у каждого есть свой привычный предел. Недавно я летел через Мюнхен, где проходил саммит «большой семерки». Из-за этого были большие перебои в расписании рейсов, и пассажиры выражали недовольство. Я летел с большой группой пожилых немцев, которые абсолютно непривычно для меня реагировали на обьявления командира. Когда он обьявил: «Приносим извинения, но сейчас из-за вылета крупного политического деятеля нам придется сделать еще один круг на 5 минут», – весь самолет вздыхал, ворчал, закатывал глаза и расстраивался так, как если бы сказали, что мы летим обратно.
Что делать: Обратите внимание, где и как вы сопротивляетесь. Как вы реагируете на перемены на работе, на настроения коллег? У нас у всех есть привычные способы: кто-то становится жертвой и обижается, кто-то начинает кричать и доминировать, кто-то закрывается в себе и отстраняется. Мы с детства приучены бороться, а бороться значит сопротивляться – чем сильнее мы проявляем сопротивление/недовольство, тем мы сильнее и круче. На самом деле здесь действует третий закон Ньютона: сила действия равна силе противодействия. Чем больше мы сопротивляемся, тем сильнее это на нас давит. Противоположность сопротивления – это принятие. Можно за этот круг самолета радостно посмотреть на город в окне, почитать еще страницу книги, ведь у меня есть целых 5 минут! Принятие – это признак силы.
Пример: В одном из банков, в котором мы работали, около шести месяцев длился конфликт между руководством и отделом продаж. Руководство приняло решение о повышении объемов продаж без участия самих специалистов по продажам. А те посчитали, что к ним проявили неуважение, и саботировали план. В корне конфликта лежало сопротивление, основанное на несоответствии ожиданий и реальности: руководство было уверено, что отдел продаж возьмет дело в свои руки без лишних вопросов, а подчиненные рассчитывали, что сначала спросят их мнение. Летом мы проводили фасилитацию в этом банке – тема была другой, но этот конфликт не мог не всплыть. Руководство уверяло, что если план не будет выполнен, придется уволить сотрудников, хотя они и были хорошими работниками. На что сотрудники отвечали, что рыночные условия позволяют выполнить задачу только на 60-70%. В итоге фасилитации стороны смогли принять точки зрения друг друга и сам факт противостояния. Как выяснилось, отдел продаж вовсе не отказывался продавать – их сопротивление было вызвано обидой, что решение приняли за их спиной. Конфликт был исчерпан, а план – выполнен к концу года на 102%.