К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Топ-5 театральных событий сентября

Топ-5 театральных событий сентября
Долгожданные гастроли лучшей итальянской оперы и новая драма в Москве, звезды мирового театра в Санкт-Петербурге и премьера скандально известного Тимофея Кулябина в Новосибирске

В столице стартует новый театральный сезон, и уже скоро зрителей ждет премьера «Заводного апельсина» в Театре Наций, гастроли Ла Скала на сцене Большого театра, японский гений Тадаси Судзуки  и  фестиваль драматургии «Любимовка». Forbes выбрал самые яркие театральные  события начала осени.

Фестиваль молодой драматургии "Любимовка"
Михаил Угаров Фото Александры Красновой·ТАСС

Фестиваль молодой драматургии "Любимовка"

Театр.doc, Москва

3 – 10 сентября

Вход по предварительной регистрации на сайте фестиваля

Фестиваль молодой драматургии Любимовка – независимый проект, придуманный почти три десятка лет назад драматургами и театральными деятелями. Новые пьесы представляют сами драматурги, режиссеры или актеры.  Долгое время читки проходили в Любимовке, подмосковной усадьбе Станиславского. Отсюда возникло и название неформального фестиваля.

В этом году на «Любимовке» в основном конкурсе много новых имен. Например, Алексей Битюцких из Волгограда приглашен с пьесой «Леша, который устроился на работу, на которой не платят». Это ироничный монолог женщины, чей парень пошел  на интересную работу в театр, ему нравится, но денег не платят. Или пьеса «Молоко» Екатерины Мавроматис — фантазия или пародия на фильмы о супергероях со сверхспособностями, а на самом деле грустная и ироничная история о том, как сложно справиться с ответственностью за весь мир.

Во внеконкурсную программу попали несколько пьес, в том числе и «Черная коробка» Павла Пряжко, драматургического ньюсмейкера последних лет, человека, задающего новые исходящие для театра, экспериментирующего с языком, с понятием конфликта, с театральностью. Читать пьесу Пряжко будет худрук Театра.doc Михаил Угаров. Вне конкурса прозвучит и пьеса Нины Беленицкой «История от Матвея»,  про перестройку и 1990-е, про время, которое так быстро менялось, про те метаморфозы, которые пришлось пережить нынешним тридцатилетним.

В этом году изменилась fringe-программа фестиваля: «Психоночь», ночной марафон читок неформатных пьес, сменила «Спорная территория», сборник пьес, которые сложно ставить в театре.

Арт-директор фестиваля Анна Банасюкевич: «Мы постаралась отобрать пьесы для театра будущего, пьесы, провоцирующие театр на поиск. Короче, те тексты, про которые обычно говорят "это не пьеса!", и только встреча с театром, со "своим" режиссёром вскроет возможности, который этот текст дает сцене. Не хочется выделять в этой программе одну пьесу, «Спорная территория» интересно смотрится целиком как высказывание».

Все пьесы будут доступны на сайте после конца фестиваля.

Опера «Симон Бокканегра» Джузеппе Верди
Фото Teatro alla Scala

Опера «Симон Бокканегра» Джузеппе Верди

Гастроли миланского  Ла Скала  в рамках фестиваля «Черешневый лес»

Историческая сцена Большого театра, Москва

10,13 и 16 сентября

Знаковая для Верди, но малоизвестная в России опера «Симон Бокканегра» станет главным событием гастролей знаменитого Ла Скала на сцене Большого театра.

В основу запутанного сюжета этой оперы из жизни Симона Бокканегры, отчаянного корсара и первого генуэзского дожа, легла пьеса испанского драматурга Антонио Гутьерреса. В пьесе описаны реальные исторические события XIV века: противостояние двух морских республик Генуи и Венеции, войны гвельфов и гибеллинов, народные бунты и избрание первого дожа в Генуе.

Чтобы сюжет лучше смотрелся на сцене, в либретто добавили любовную линию, как этого требовал жанр классической оперы. Но для самого Верди, увлеченного идеями политика и философа Джузеппе Мадзини, важнее всего в этой  опере была не любовь, а тема власти и морали.  Режиссер спектакля Федерико Тьецци сравнил «Симона Бокканегру» с шекспировскими «Гамлетом» и «Королем Лиром»,  так как в этой опере Верди поднимает темы жизни и смерти,  ненависти и милосердия.

Дирижировать оркестром будет Мунг-Вун Чунг, партию дожа исполнит знаменитый 74-летний баритон Лео Нуччи, а русский бас Михаил Петренко (певший партию Руслана на открытии исторической сцены Большого) выступит в роли Якопо Фриески.

Также в рамках миланских гастролей заявлен  «Реквием» Верди (11, 14 сентября) и  концерт итальянской музыки, в программе которого будут произведения Керубини, Верди, Россини (15 сентября).

3.	“Заводной апельсин” по роману  Энтони Берджесса, режиссер Филипп Григорьян
Фото Театра Наций

3. “Заводной апельсин” по роману Энтони Берджесса, режиссер Филипп Григорьян

Театр Наций, малая сцена, Москва

премьера 17-19 сентября.

Знаковый для британцев начала 60-х годов прошлого века роман Энтони Берджесса «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange)  о подростке-интеллектуале, стоящем за цепью жестоких преступлений, стал культовым после того, как в 1971 году его экранизировал Стэнли Кубрик.

Роман положил начало писательской карьере английского литературоведа и учителя. Дело в том, что Берджесс взялся за этот текст, когда врач вынес ему смертный приговор – опухоль мозга. Энтони надо было обеспечить будущее своей спивающейся жене, которая так и не смогла оправиться от травмы двадцатилетней давности: во время войны, когда муж был на фронте, ее, беременную, жестоко изнасиловали, ребенка она потеряла. Берджесс написал роман. Исцелился. И прожил еще не один десяток лет, сочиняя музыку и книги.

Режиссер Филипп Григорьян, который поставил «Заводной апельсин» на сцене Театра Наций, рассказал Forbes, что больше года вынашивал эту идею: «При всей мощности романа, когда я его читал, то меня не покидало ощущение тонкого вранья, это скорее произведение абстрактного экспрессионизма, немножко не литература. Поэтому  все действия на сцене не реальны, а  происходят в голове некоего писателя (его играет Андрей Смоляков). Мы исследует не просто насилие, а отношение к насилию культурного человека. Этот роман –  рефлексия человека XIX века, который оказывается в реалиях ХХ века. История о том, как культурный человек сталкивается со злом и о том, как он пытается его понять и примерить на себя. Еще одним важным моментом в спектакле является язык. В романе молодые подонки говорят на языке «надсат», по сути это русский жаргон (писатель знал много языков, в том числе и русский), написанный латиницей. Чтобы дать зрителю возможность понять, что испытывали английские читатели 60-х годов, спотыкаясь о странные слова и фразы романа, мы с драматургом Ильей Кухаренко взяли пьесы Юры Клавдиева и прогнали части текста несколько раз через Google translate, чтобы получить эту неестественность языка».

"Процесс" по роману Франца Кафки, режиссер Тимофей Кулябин
Фото театра «Красный факел»,

"Процесс" по роману Франца Кафки, режиссер Тимофей Кулябин

Новосибирский государственный академический театр «Красный факел», Новосибирск

Премьера 24 и 25 сентября

«Процесс» Кафки, неоконченный,  абсурдный и очень кафкианский роман, несомненно, станет самым ожидаемым спектаклем новосибирского театра «Красный факел». Его поставил худрук театра, талантливый молодой режиссер Тимофей Кулябин.

Скандал  с запретом его постановки оперы Вагнера «Тангейзер», по требованию оскорбленных верующих,  все еще свеж в памяти.

«Процесс» Кафки, по словам Тимофея Кулябина, один из его любимых литературных текстов ХХ века, в котором слова – просты, а сложны и буквально вывернуты на изнанку -  ситуации.  Главный герой - Йозеф К. в свой  день рождения обнаружил, что арестован и ему грозит смерть. Попытки выяснить, в чем его обвиняют, не увенчаются успехом, и смертный приговор приведен в исполнение.

Хотя режиссер, по его собственным словам,  ставит не весь роман, а лишь часть текста, основной сюжет «Процесса» останется неизменным.  А роль бездушного и неумолимого закона исполнит огромный экран, который и является главным элементом декораций. Новый спектакль Тимофея Кулябина — своеобразный реалити-триллер, посвященный человеку новейшего времени.

X Международный  театральный фестиваль «Александринский»
Фото фестиваля «Александринский»

X Международный театральный фестиваль «Александринский»

Александринский театр, Санкт-Петербург

 С 10 сентября по 6 октября

В десятый раз на Международный театральный фестиваль «Александринский» в Санкт-Петербург приедут национальные театры из Китая, Японии, Израиля. По словам Валерия Фокина, художественного руководителя Александринского театра, который  260 лет назад стал первым государственным репертуарным театром, задача  фестиваля — показать многообразие мировых национальных театров.

«Напомню, что задача нашего международного фестиваля — показать национальные театры-академии, бережно хранящие  театральные традиции, но не законсервировавшиеся, не превратившиеся в музеи… Ведь задача театра — быть современным, живым организмом, ищущим и экспериментирующим», - пояснил Фокин для Forbes.

Гвоздем фестивальной программы станет спектакль «Троянки» по мотивам пьесы Еврипида, который привезет великий японский режиссер и философ Тадаси Судзуки.

У Еврипида в «Троянках» женщины горюют, ожидая своей скорбной участи быть проданными в рабство после падения родной Трои.  Чтобы приблизить античную трагедию к современному зрителю,  Судзуки перенес действие в послевоенную, лежащую в руинах Японию, уцелевшие жители которой, по мнению режиссера,  переживали те же эмоции, что и троянки.

«Судзуки –  классик не только японского, но и мирового театра. Ему удалось удивительно тонко и органично соединить традиции японского и европейского театров, что поверьте мне, большая редкость. А   «Троянки» Судзуки — очень современный и энергичный спектакль», - сказал Фокин.

В рамках фестиваля состоится и собственная премьера Александринки — спектакль по «Преступлению и наказанию» Достоевского, который поставил у нас один из самых значительных режиссеров современной Восточной Европы, художественный  руководитель Венгерского Национального театра Аттила Виднянский.

Фокин добавил, что он сейчас сам ставит спектакль по рассказу Достоевского «Крокодил» как раз в Национальном театре в Будапеште, «так что между нашими коллективами полноценный, но, к сожалению, очень редкий в наше время, международный творческий обмен».

Приедут на фестиваль и Пекинский народный художественный театр, и знаменитый «Пикколо ди Милано», и израильский театр Габима - легендарный  коллектив, который вырос из московской еврейской театральной студии, в создании которой принимал участие Станиславский.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+