К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

10 фильмов и программ Московского кинофестиваля, которые жаль пропустить

10 фильмов и программ Московского кинофестиваля, которые жаль пропустить
В ситуации экономического и политического кризиса Московский кинофестиваль выглядит даже лучше, чем выглядел прежде

Московский кинофестиваль – ММКФ – сложно назвать значимым. И не только для мира и страны, но и для самой Москвы. Ведь он замкнут в пространстве одного-единственного мультиплекса «Октябрь», где девять из одиннадцати залов – малюсенькие. В дополнение к «Октябрю» – лишь два летних ночных открытых кинотеатра в парках плюс еще два скромных кинопомещения, где не сумеют разместиться даже пассажиры троллейбуса в час пик. Фактически ММКФ – киносмотр мелкого калибра. Но, что удивительно, с огромным количеством программ и фильмов.

Фестиваль 2015-го, пожалуй, более занятен, нежели 2014-го. На это есть ряд причин. Вот фильмы и программы, на которые стоит обратить внимание. Расписание показов уточняйте на сайте http://www.moscowfilmfestival.ru

«Рыцарь кубков»

«Рыцарь кубков»

Режиссер Терренс Малик, США, программа «Тропическая эйфория»

То, что на ММКФ - в одной из авторских параллельных программ («Тропическую эйфорию» формирует Андрей Плахов) - ожидается российская премьера последнего фильма классика среди классиков Терренса Малика, уже само по себе сенсация. Фильм впервые показали на последнем Берлинале. В нашей прессе, как водится, он вызвал реакцию противоречивую. Наши журналисты не любят, когда режиссер ставит перед ними непростые задачи. Поэтому Малика у нас ненавидят традиционно.

В то же время у мэтра огромное количество поклонников. И у нас тоже. И они из года в год ожидают появления его еще более свежего фильма Weightless – «Невесомый». Многие мировые критики были разочарованы, что он не был доснят к майскому Канну. Там должны развернуться невероятные взаимоотношения между персонажами Майкла Фассбендера, Натали Портман, Кристиана Бейла, Райана Госслинга, Руни Мары, Вэла Килмера, Кейт Бланшетт, Бенисио Дель Торо (господи, это едва ли не весь актерский цвет современного широкомасштабного киноискусства!). Но хватит с нас пока и «Рыцаря кубков», в котором заняты двое замечательных актеров из «Невесомого» Натали Портман и Кристиан Бейл. Речь, в частности, идет об идеологических жертвах голливудской системы.

Главное для нас сейчас то, что фильм до сих пор не куплен для российского проката. В прежние годы ММКФ зачастую демонстрировал фильмы, которые вот-вот выйдут на экраны: попросту выпрашивал их у прокатчиков. Но поскольку рубль подешевел, прокат держится сейчас только за счет голливудских картин (их распространяют эксклюзивные представители голливудских компаний в России) и отечественного кино. Те неголливудские фильмы со всего мира, которые наши прокатчики прежде приобретали охапками на кинорынках за живые деньги, им теперь не по карману. Так что на ММКФ в этот раз много картин, которые нигде, кроме как здесь, и не увидишь.

«Эйзенштейн в Гуанахуато»

«Эйзенштейн в Гуанахуато»

Режиссер Питер Гринуэй, Нидерланды-Мексика-Финляндия-Бельгия, программа «Фильмы, которых здесь не было»

ММКФ 2015-го, кроме падения курса рубля, безусловно помог еще и развивающийся общественный маразм, постепенно порождающий в стране власть клинических идиотов. У нас нельзя трогать религиозно озабоченных – вопреки Конституции, предполагающей свободу совести, то бишь вероисповедания, и возможность высказывать свои атеистические взгляды. У нас нельзя демонстрировать однополую любовь. Это позволило отборщикам ММКФ сформировать громкую программу «Фильмы, которых здесь не было» из фестивальных хитов, сделанных современными киноклассиками в 2014-2015 годах. В данном случае речь о фильме Питера Гринуэя об Эйзенштейне, мировосприятие которого опрокинула Мексика. Эйзенштейн в 1931-м начал снимать там, так и не домонтировав, фильм о мексиканском народе, о его сути и духе, которые породили первую революцию XX века, опередившую Великую Октябрьскую. По правде сказать, давно разочарован в Гринуэе. Тем не менее много неожиданного подстерегает российских зрителей в этом фильме – если говорить, в частности, о сексуальной ориентации российских киноклассиков, которую у нас сильно выправили в недавней многосерийной телевампуке про страстную любовь Любови (Орловой) и ее мужа Александрова, тоже работавшего с Эйзенштейном, в том числе в Мексике.

Чтобы не дразнить гусей, организаторы ММКФ устроили официальный показ этого фильма в главном зале кинотеатра «Октябрь» в 23.59. Правда, у него будет и более ранний показ – за три дня до, в одном из парков под открытым небом.

Конкурс документального кино + программа «Свободная мысль»

Конкурс документального кино + программа «Свободная мысль»

В ситуации циничной цензуры на ТВ Московский фестиваль начинает играть роль, которая вообще-то не свойственна кинофестивалям: источника информации. Документальные программы ММКФ всегда собирали особую аудиторию. Но сейчас они попросту глоток воздуха. Это не речевой штамп. Это правда. Причем глоток этот – вразумительный, потому что программы, скажем, демонстрируют и правду об Америке, весьма нелицеприятную, которой веришь в отличие о той, что гнобит США на наших телеканалах. Ведь это правда, обнародованная самими американцами, а не Кремлем.

Необычно, что в этот раз конкурс документального кино, пожалуй, интереснее внеконкурсной документальной «Свободной мысли». Вот, в частности, что лично я для себя отметил. Американскую «Гонку на вымирание» - фильм группы активистов, снимающих скрытой камерой все, что создает угрозу жизни на земле. Английский «Экстаз Вилко Джонсона» - картину о рокере, непонятно почему преодолевшему смертельную болезнь. Еще один американский фильм — «Просветление: Сайентология и причуды веры» (это уже программа «Свободная мысль»),  мне, в конце концов, хочется однажды разобраться в том, отчего сайентология добилась успеха и почему столь знаменитые голливудцы, как Пол Хаггис, Том Круз и Джон Траволта отдали ей серьезную дань. Один из вопросов фильма: способствовали ли сайентологи их звездному взлету?

«Анклав»

«Анклав»

Режиссер Горан Радованович, Сербия — Германия, конкурсная программа

Фильм, убеждающий в том, что у конкурсной программы Московского фестиваля, которая в мире вроде бы никому не нужна, может быть своя тема и позиция. Самый политизированный, социализированный и политкорректный фестиваль в мире – Берлинский. Но именно из-за политкорректности он никогда не примет в свой конкурс сербскую картину о том, каково теперь оставшимся редким сербам в Косове. Ведь Европа приняла как данность, что Косово – это прекрасно (хотя Люк Бессон спродюсировал уже несколько картин о том, что именно Косово – основа европейского наркотрафика и европейской работорговли проститутками). А Московский фестиваль готов включить такую картину в свою конкурсную программу. И не важно, окажется ли она слабой. Важно, что Московский кинофестиваль в отдельных случаях радикальнее и честнее политизированных западных.

«Милый Ханс, дорогой Петр»

«Милый Ханс, дорогой Петр»

Режиссер Александр Миндадзе, Россия — Германия — Великобритания, конкурсная программа

Один из самых ожидаемых в России отечественных фильмов последних лет, сделанный Александром Миндадзе – знаменитым сценаристом одного из самых известных режиссеров советских времен Вадима Абдрашитова, который сам стал теперь серьезным режиссером. Фильм обрел славу уже потому, что ему несколько лет назад отказало в господдержке Министерство культуры, сочтя опасным. Если верить аннотации, то речь о запутанных взаимоотношениях советского рабочего Петра и немецкого инженера Ханса, прибывшего на трудовую вахту в СССР в конце 1939-го. Они оба становятся – один виновником, другой свидетелем - страшной заводской аварии, которая повязывает их друг с другом. У обоих семьи и маленькие дети. Что произойдет потом, не представляю, фильма пока не видел. Но фамилия Миндадзе – гарантия того, что кино не окажется пустышкой.

«Пазолини»

«Пазолини»

Режиссер Абель Феррара, Франция — Бельгия — Италия, программа «Фильмы, которых здесь не было»

Нью-йоркский кинохулиган Абель Феррара, пожалуй, самый трэшевый из знаменитых режиссеров. Даже картины его перечислять бессмысленно (названия легко найдете сами), поскольку они столь разные, словно их снимали двадцать два совершенно не родственных друг другу постановщиков. Поэтому трудно заранее представить, чем окажется его «Пазолини» - фильм о последнем дне другого маргинала, а заодно классика и гения мирового и итальянского кино. Дне, который Пазолини проводил как обычный. Возможно, это был день отдыха перед началом новой большой киноработы после завершения съемок скандального «Сало, или 120 дней Содома». А в итоге Пазолини был убит – преступление до сих пор не раскрыто и считается одной из самых больших криминальных тайн в новейшей истории. В роли Пазолини – Уиллем Дефо, тоже гений, хулиган и маргинал, но уже актерского цеха. И, право, кто еще другой мог изобразить великого Пазолини?

«Орлеан»

«Орлеан»

Режиссер Андрей Прошкин, Россия, конкурсная программа

Поскольку ММКФ – событие глубоко внутриотечественное, его топ-событиями были и остаются громкие премьеры наших собственных картин. Конечно, одна из главных в этот раз – «Орлеан» Андрея Прошкина, одного из лучших отечественных режиссеров, автора «Игр мотыльков», «Солдатского Декамерона», «Миннесоты», чья предыдущая феноменальная «Орда» тоже стала хитом ММКФ.

На сей раз, судя по анонсу, Прошкин сделал совсем уже странную картину о провинциальном городке Орлеан в алтайской степи, где появляется некий, как в вестернах, человек ниоткуда. Причем экзекутор. И заставляет всех жителей городка признать вину за все грехи прошлого, за которые придется заплатить. Возможно, фильм совсем не о том. В анонсе много таинственного. Но в любом случае фильм Прошкина очень хочется посмотреть. Сценарий, кстати, Юрия Арабова, который некогда был фирменным соавтором Александра Сокурова, но с некоторых пор стал работать с Кириллом Серебренниковым, Андреем Хржановским. А главным образом, с обоими Прошкиными, отцом и сыном: Александр (чьи новые «Райские кущи» тоже включены в программу ММКФ – в секцию спецпоказов) снял по его сценариям сериал «Доктор Живаго» и мистерию «Чудо», Андрей – «Орду» и теперь вот «Орлеан».

«Такси»

«Такси»

Режиссер Джафар Панахи, Иран, программа «8 ½ фильмов»

Джафар Панахи – один из самых известных иранских режиссеров, представитель модной в фестивальном мире «новой иранской волны», обладатель множества престижнейших наград Канна, Локарно, Берлина и Венеции (где он получил главного «Золотого льва» за фильм «Круг») – был арестован в Иране в 2010-м. Его осудили на шесть лет за диссидентство и запретили двадцать лет заниматься кинопрофессией. Два его фильма, включая «Круг» о притеснении женщин, в Иране запрещены. Это вызвало протест мировой кинообщественности. В защиту Панахи высказались самые авторитетные кинодеятели мира. Дошло до того, что главные фестивали (в частности, Берлинский) стали включать его в свое жюри, демонстрируя на сцене портрет – ибо Панахи в Иране не освобождали. Черт знает как, но Панахи, несмотря на арест и запрет заниматься профессией, сделал в 2010-е уже третий фильм. Все стали хитами мировых кинофестивалей. В «Такси» (фильме, завоевавшем в этом году «Золотого медведя» — главный приз  Берлинале) он использует ход, который уже стал популярен в иранском кино. Его, в частности, как минимум дважды использовал главный иранский киноклассик Аббас Киаростами: водитель автомобиля разговаривает с попутчиками, раскрывая им душу, и это позволяет судить о современном иранском обществе. За рулем автомобиля-такси в данном случае сам Джафар Панахи. Странные законы в этом тоталитарном Иране: Панахи вроде сидит, ему запрещено заниматься профессией. А он на воле и снимает. У нас если уж посадили бы – то навечно.

«Мандарины»

«Мандарины»

Режиссер Заза Урушадзе, Эстония — Грузия, программа «Тропическая эйфория»

Еще один фильм, который очень хочется посмотреть. Хотя бы потому, что он вошел в этом году в оскаровскую пятерку номинантов на лучшую неанглоязычную картину. Все другие картины-претенденты – «Левиафан», «Ида», «Дикие истории» и даже «Тимбукту» - у нас более или менее известны, а вот «Мандарины» - нет. Самое, на первый взгляд, загадочное, что фильм снят под флагом Эстонии (грузинский флаг в данном случае второй). Ведь речь о начале грузино-абхазского конфликта. Действие разворачивается в 1992 году (господи, а ведь еще в 1991-м я спокойно отдыхал в Абхазии!). Но Эстония тут очень даже уместна. В Абхазии были эстонские села. В одном из них, в доме, пока еще не покинутом хозяевами (в разгар гражданской войны все эстонцы вернулись на родину), случайно оказываются под одной крышей двое раненых боевиков: грузинский и абхазский. Смотрите дальше.

«Шлагбаум»

«Шлагбаум»

Режиссер Жасулан Пошанов, Казахстан, конкурсная программа

И все-таки завершим десятку рекомендуемых фильмов конкурсной программой, которая для всякого уважающего себя кинофестиваля главная. Хорош или не очень этот казахский фильм – бог весть. Но он на тему, которая стала ведущей для всего постсоветского пространства: о конфликте между новыми богатыми и новыми бедными, между владельцем дорогой иномарки, подаренной папой-олигархом, и сторожем автостоянки. Между ними – шлагбаум. А где шлагбаум – там вскоре и революция. Поостереглись бы верха, ей-богу.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+