Россия, режиссер Андрей Звягинцев
О чем это. О любви, подлости, чувстве собственного достоинства, мести, смерти, суровости и красоте жизни в приморской бухте одного из морей Северного Ледовитого океана. Короче, о вечном. Но одновременно о том, кому сейчас на Руси жить хорошо.
Что в этом хорошего. «Левиафан» - серьезная артистическая работа и в то же время высказывание о политико-социальной сути сегодняшней России, каких в кино еще не было. Фильм о стране, в которой обычного человека, если переехал дорогу кому не надо и не жаждет сдавать назад, попросту ломают через колено. Фильм о том, как трудно в России жить по совести. Фильм о государстве, где Христос при попустительстве церкви фактически приватизирован власть имущими, искренне убежденными, что вовремя сделанные воздавания, возлияния, вложения и патриотические жесты обеспечат им вечный рай как в жизни, так и за ее пределами.
О названии. Левиафан не только библейское морское чудище, но и символ государства с подачи английского философа XVII века Томаса Гоббса. В первых иллюстрациях к его труду государство-Левиафан, нарисованное в виде гиганта, состоящего из мизерных человечков, держит в руках крест и меч. В некоторых других трактовках Левиафан – это и вовсе дьявол.
Удивительно, что «Левиафан» при этом - очень ироничная (по крайней мере, до поры) картина. Когда Звягинцев снял свои первые прогремевшие на главных фестивалях фильмы «Возвращение» и «Изгнание», казалось, что он из тех сверхсерьезных режиссеров, у кого начисто отсутствует чувство юмора (хотя вообще-то он начинал с новелл в несправедливо забытом нашими телеканалами, переполненном мрачным юмором сериале «Черная комната»). И что актуальные социальные тему ему тоже чужды. Но уже предыдущая «Елена» доказала, что Звягинцев, оставаясь верным всемирным проблемам, способен и на актуальные обобщения, и на социальную сатиру. Именно Звягинцев становится центральной фигурой нашей кинорежиссуры (если не учитывать Сокурова – но у того своя миссия). А «Левиафан» первый российский фильм за долгие годы, который (извините, но по зову сердца) хочется поставить на первое место в списке лучших киноработ года.
Резонанс. Приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. Ряд номинаций европейской киноакадемии (но там выиграла «Ида»). Номинация на «Золотой глобус» за лучший зарубежный фильм, попадание в шорт-лист «Оскара» за лучший неанглоязычный фильм 2014-го.