К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Рецессия на экранах: 11 фильмов о кризисе в экономике

Рецессия на экранах: 11 фильмов о кризисе в экономике
Документальные и художественные актуальные фильмы об экономическом и финансовом кризисе 2008-2009 гг.

Великая депрессия в свое время вдохновила многих режиссеров на создание фильмов, ставших классикой мирового кинематографа. Оскароносная лента «Гроздья гнева» Джона Форда, экранизация одноименного романа Джона Стейнбека, – самый яркий тому пример. Мировой финансовый кризис 2008 года, или Великая рецессия, также не остался без внимания известных кинематографистов: свои картины сняли Оливер Стоун, Майкл Мур, Седрик Клапиш и многие другие. Каждый из них постарался не только найти собственную интерпретацию финансового коллапса, изменившего мир, но и ответить на вопрос: «Как жить в эпоху потрясений?»

Forbes выбрал 11 самых интересных фильмов о глобальном финансовом кризисе, которые могут помочь легче пережить новый российский кризис.

«Инсайдеры»

«Инсайдеры»

Режиссер: Чарльз Фергюсон

Жанр: документальный

Год выхода: 2010

Фильм разбит на 5 глав, каждая из которых рассказывает о проблемах мировой и американской экономики. Картина заслуженно получила премию «Оскар» в 2011 году. На сегодняшний день это, пожалуй, лучший документальный фильм о всемирном экономическом кризисе 2008 года. Помимо «Оскара» картина удостоилась награды американской Гильдии сценаристов за лучший сценарий документального фильма. Интересный факт: режиссер Чарльз Фергюсон дружит с экономистом Нуриэлем Рубини и писателем Чарльзом Р. Моррисом, которые предупреждали о возможных финансовых потрясениях задолго до 2008 года.

«Предел риска»

«Предел риска»

Режиссер: Джей Си Чендор

Жанр: драма/триллер

Год выхода: 2011

Основой для сценария фильма послужила история Lehman Brothers. Крупный банк, оказавшийся на грани разорения, массовые увольнения, трудные и циничные решения, интриги – в этой картине есть все. Действие происходит на протяжении суток, в течение которых герои, по сути, проживают целую жизнь. Причем все меняется с такой же скоростью, с какой падают в цене ипотечные бумаги, которыми торговал банк. Особенно стоит отметить блестящий актерский состав: Кевин Спейси, Пол Беттани, Джереми Айронс, Деми Мур, Стэнли Туччи и др. Остается гадать, как продюсеру (а по совместительству и исполнителю одной из главных ролей в фильме) Закари Куинто удалось собрать их всех вместе при довольно-таки скромном бюджете картины в $3,5 млн.

«Уолл-стрит: деньги не спят»

«Уолл-стрит: деньги не спят»

Режиссер: Оливер Стоун

Жанр: драма

Год выхода: 2010

Первый сиквел в карьере именитого режиссера Оливера Стоуна. Действие фильма «Уолл-стрит: деньги не спят» происходят спустя 23 года с момента окончания событий предыдущей ленты - во второй половине 2008 года. И если в картине 1987 года финансового мошенника Гордона Гекко ждал крах, то в новом фильме он становится триумфатором. По мнению Стоуна, именно такие люди и выходят победителями в современном мире. Впрочем, падение рынка в фильме - лишь фон для человеческой истории, в которой есть любовь, предательство, конфликт поколений.

«Капитализм: история любви»

«Капитализм: история любви»

Режиссер: Майкл Мур

Жанр: документальный фильм

Год выхода: 2009

У Майкла Мура противоречивая репутация. Именитый режиссер, лауреат множества наград, включая «Оскар», всегда выделялся своей гражданской позицией и эксцентричной манерой поведения. Он даже стал прототипом главного героя ленты «Американская сказка» Дэвида Цукера про режиссера, который ненавидит Америку. Одна из лучших документальных картин, посвященных Всемирному экономическому кризису, была снята именно Майклом Муром. Фильм получил два приза Венецианского кинофестиваля в 2009 году. Мур, как всегда, достаточно жестко бросает обвинения в адрес политиков, финансистов и бизнесменов и даже производит «гражданский арест» биржи.

«Мне бы в небо»

«Мне бы в небо»

Режиссер: Джейсон Райтман

Жанр: драма

Год выхода: 2009

Великие финансовые потрясения влекут за собой массовые увольнения. Чтобы не заниматься этой неприятной работой, многие компании отдают эту процедуру на аутсорсинг. Именно массовой зачисткой кадров и занимается главный герой фильма «Мне бы в небо» Райан Бингэм, которого блистательно сыграл Джордж Клуни. Его персонаж постоянно летает в командировки из одного штата в другой и к концу ленты даже набирает 10 млн миль. И вроде все у него хорошо: он постоянно налегке, у него стабильная работа (кризис продолжается, а значит, увольнений будет все больше и больше), но вскоре герой приходит к выводу, что что-то в своей жизни он делает не так.

«Крах неприемлем: спасая Уолл-стрит»

«Крах неприемлем: спасая Уолл-стрит»

Режиссер: Кертис Хэнсон

Жанр: драма

Год выхода: 2011

Сценарий фильма «Крах неприемлем: спасая Уолл-стрит» (второе название - "Слишком крут для неудач") основан на нашумевшей книге Эндрю Росса Соркина про то, как американские чиновники и финансисты пытались в кратчайшие сроки найти выход из финансового кризиса. Ключевая фигура картины – министр финансов США Генри Полсон, человек, который «сперва стреляет, а потом задает вопросы». Это фильм в первую очередь не о деньгах и долгах, а о столкновении мощных характеров и твердых принципов. Мнение Полсона наталкивается на противоположные мнения Бена Бернанке и Тимоти Гайтнера, протесты директоров банков и влиятельных политиков. В итоге спасительное решение найдено – План Полсона принят, но вопрос – временная эта мера или окончательное решение – остается открытым до сих пор.

«В компании мужчин»

«В компании мужчин»

Режиссер: Джон Уэллс

Жанр: драма

Год выхода: 2010

Главная идея фильма «В компании мужчин» (более неподходящего перевода названия сложно придумать) – это дать ответы на вопросы: «Есть ли жизнь после увольнения?» и «Есть ли жизнь во время кризиса?» И ответы эти получились достаточно жесткими. Еще вчера главные герои были важными и преуспевающими людьми, а сегодня ищут работу. Главного героя ленты Бобби Уолкера (Бен Аффлек) увольняют из фирмы, и он вынужден, имея степень за плечами MBA и зарабатывая прежде сотни тысяч долларов в год, пойти работать плотником на стройку (устроившись фактически по блату). Фильм заканчивается на позитивной ноте: запущено новое дело, но выгорит ли оно или прогорит?

«Мы все рухнем: американский ипотечный кризис»

«Мы все рухнем: американский ипотечный кризис»

Режиссер: Гэри Гэсгарт

Жанр: документальный фильм

Год выхода: 2009

Авторский проект режиссера Гэри Гэсгарта: целый год он и его съемочная группа колесила по Штатам и снимала эволюцию кризиса: безработных людей, разоренные кварталы (периодически «зачищаемые» полицейскими), снос домов и т. д. Фильм, к сожалению, мало известен в России. Хотя это одна из лучших документальных лент о кризисе (на картину было потрачено всего $100 000). Ее название звучит как приговор, но при этом режиссер старается не только констатировать факты, но разобраться в проблеме и даже сделать прогнозы.

«Моя часть пирога»

«Моя часть пирога»

Режиссер: Седрик Клапиш

Жанр: драма

Год выхода: 2011

«Моя часть пирога» - настоящее французское кино с французским взглядом на кризис. Проблемы все те же: закрытые предприятия, массовые увольнения, безработица, жадность и циничность финансистов, но под другим соусом. Главную героиню увольняют с завода, она вынуждена пойти в домработницы к преуспевающему финансисту. Как оказывается, именно он частично виноват в том, что произошло с ее прежним местом работы. Дальнейшее развитие сюжета – в духе классического французского кино. Вопрос, который ставит фильм, тем не менее останется открытым: «Какая часть пирога кому достанется?»

«Токийская соната»

«Токийская соната»

Режиссер: Киеси Куросава

Жанр: драма

Год выхода: 2008

Мировой кризис на то и мировой, что затронул все части света: Япония не стала исключением. Толпы непристроенных белых воротничков слоняются по городу в поисках работы, и при этом половина из них боится сказать своим женам и детям, что они ее лишились. Причем в Японии потеря работы или понижение социального статуса сродни потере лица. «Токийская соната» - это человеческая история о том, как внешние обстоятельства испытывают на прочность отдельных людей и отдельные семьи. Кто-то ломается, а кто-то становится сильнее.

«Повелитель вселенной»

«Повелитель вселенной»

Режиссер: Марк Баудер

Жанр: документальный

Год выхода: 2013

Вышедший на пенсию немецкий банкир рассказывает о своей жизни: не спеша, подробно, вспоминая каждую деталь, словно заслуженный профессор, читающий в университете лекцию студентам-экономистам. Это ценное свидетельство, взгляд специалиста, лично наблюдавшего эволюцию рынков, банков и капитала и переход немцев к «американскому стилю ведения бизнеса». Но прежде всего фильм Марка Баудера – это история уставшего человека, который пытается проанализировать собственную жизнь, прожитую в погоне за ценными бумагами.   

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+