К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Фестивальная осень: 10 гастрольных спектаклей от лучших режиссеров мира

Фестивальная осень: 10 гастрольных спектаклей от лучших режиссеров мира
Четыре театральных фестиваля и лучшие мировые режиссеры в ближайшие месяцы в Москве

Осень в Москве — насыщенное театральное время. В течение ближайших трех месяцев в столице пройдет четыре крупных международных фестиваля, программа которых составлена из первоклассных европейских спектаклей последних лет. Так, среди хедлайнеров фестиваля моноспектаклей Solo (29 сентября — 10 октября) — работы режиссеров-авангардистов Ромео Кастеллуччи и Яна Фабра, а также спектакль одного из ведущих европейских хореографа Вирджилио Сиени. Хореографической постановкой открывается и фестиваль «Территория» (1-10 октября) на сцене Театра Наций, где покажут спектакль iTMOi британца Акрама Хана. Здесь же представят «Врага народа» немецкого режиссера, художественного руководителя театра «Шаубюне» Томаса Остермайера. В международной программе «Сезон Станиславского» (3 октября — 18 декабря) — Люк Персеваль с актуальной версией чеховского «Платонова» и Эймунтас Някрошюс с эпической «Книгой Иова». В декабре в рамках этого фестиваля в Москве также можно будет увидеть новый спектакль Льва Додина «Вишневый сад».  В гастрольной афише фестиваля нового европейского театра NET (7 ноября — 11 декабря) значатся такие громкие режиссерские имена, как Деклан Доннеллан («Король Убю»), Кэти Митчелл («Дыхание»), Оскарас Коршуновас («Последняя лента Крэппа»).

Современный театр это не развлечение, это прежде всего попытка понять себя, общество, разобраться в собственных страхах и пороках. Forbes представляет обзор 10 спектаклей выдающихся режиссеров, которые пошатнут ваши представления о себе.

iTMOi

iTMOi

1 и 2 октября, Театр Наций

Фестиваль «Территория»

Загадочная аббревиатура, вынесенная в название спектакля iTMOi, скрывает за собой фразу «in the mind of Igor», что означает «в сознании Игоря». Британский хореограф Акрам Хан создал посвящение Игорю Стравинскому к столетию «Весны священной» — постановки, ознаменовавшей поворотный момент в эстетике танца. Его спектакль — не очередная хореографическая версия «Весны», которую в разное время ставили такие мастера как Морис Бежар и Пина Бауш. В iTMOi Хан, соединяя ритуальный и современный танец, погружает зрителя в мир образов Стравинского. Используя элементы классического индийского стиля катхак, танца дервишей, испанского фламенко и японского буто, он создает своего рода «метатанец», вобравший в себя архетипические образы мировой культуры. Самого Стравинского вы здесь не услышите — спектакль поставлен на оригинальную музыку современных композиторов Бена Фроста, Нитина Соуни и Джослин Пук.

«Подожди, подожди, подожди…  (моему отцу)»

«Подожди, подожди, подожди… (моему отцу)»

5 октября в 18.00 и 22.00, Театральный центр «На Страстном»  

Фестиваль SOLO

Бельгиец Ян Фабр в современном искусстве — фигура легендарная и крайне противоречивая. Фабр многолик: режиссер, хореограф, художник, сценограф, скульптор — в каждой из этих ипостасей он нарушает табу, шокирует, подвергает зрителя жестокому испытанию. В своих театральных постановках он, не церемонясь, выносит на сцену самые отталкивающие аспекты человеческой физиологии. При этом 55-летний Фабр, выпускник Королевской академии изящных искусств, — большой эстет и интеллектуал, поклонник старых мастеров и страстный ненавистник общества потребления. Но в хореографической постановке «Подожди, подожди, подожди…  (моему отцу)» не будет ни насилия, ни откровенного натурализма. Моноспектакль в исполнении именитого французского танцовщика Седрика Шарона, немое письмо сына отцу, полон поэзии, мистики и мучительной тоски по прошедшему детству, предстоящей смерти и невозможности повернуть время вспять.

«Сварить козленка в молоке его матери»

«Сварить козленка в молоке его матери»

6 октября, Театральный центр «На Страстном»

Фестиваль SOLO

Если постановка Яна Фабра — это немой разговор сына с отцом, то спектакль француза Ивана Морана, в котором он выступает и режиссером, и актером, исследует отношения «сын-мать». В основу постановки легли тексты двух «священных монстров» французской литературы — Марселя Пруста и Луи-Фердинанда Селина. Собственно, они же единственные персонажи спектакля, которых попеременно играет Моран. За обеденным столом они рассказывают друг другу о первых женщинах своей жизни — матерях и бабушках, отношения с которыми во многом сформировали их картины мира. Драматический текст чередуется и перемежается с музыкой разных эпох и жанров — она словно становится связующим звеном между двумя персонажами, когда слова оказываются бессильны.

«Враг народа»

«Враг народа»

5 и 6 октября, Театр Наций

Фестиваль «Территория»

Немецкого режиссера Томаса Остермайера интересуют острые социальные и политические и человеческие конфликты, и пьесы Генрика Ибсена в этом плане благодатный материал. Помимо «Врага народа» на его счету постановки «Норы» и «Гедды Габлер», каждая из которых адаптирована к современности ныне живущими драматургами. В актуальной версии «Врага народа» доктор Стокман предстает молодым яппи. Он совершенно не похож на героя и вовсе не привычен к яростным столкновениям — и все же чувствует внутреннюю необходимость говорить правду, которую за него никто не скажет. В позицию ибсеновского неправого «большинства» Остермайер в определенный момент ставит зрителей, не предлагая, впрочем, смириться с таким вердиктом, а давая возможность выступить на самом настоящем митинге.

Exhibit B

Exhibit B

10-14 октября, Московский музей современного искусства (Гоголевский бульвар, 10)

Фестиваль «Территория»

Exhibit B — совместный проект фестиваля «Территория» и ММСИ. Здесь трудно провести грань между современным искусством и документальным театром, выставочным проектом и перформансом. Белый южноафриканский режиссер Брет Бейли приглашает зрителей в «интерактивный музей расизма», «экспонаты» которого напоминают о еще совсем недавнем прошлом цивилизованных европейцев, выставлявших выходцев из своих колоний на обозрение в вольерах, словно зверей. Собственно, из этого колонизаторского сознания, среди прочего, выросли расовые доктрины прошлого века, которые и сегодня с переменным успехом заявляют о себе. Героями московского проекта станут российские мигранты из стран Африки. Перформанс длится 20 минут, на каждую серию допускается 25 зрителей.

«Платонов»

«Платонов»

10-12 октября, Театр им. А.С. Пушкина

Фестиваль «Сезон Станиславского»

«Я люблю театр за то, что, только находясь в нем, я обладаю временем и возможностью понять, зачем мы живем, зачем вообще все это нужно», — говорит бельгийский режиссер Люк Персеваль, славящийся ультрасовременным прочтением классических пьес. Еще он считает что зритель в театр должен приходить не на режиссера, а на актеров, которые своей игрой позволяют ему испытать катарсис. Он, конечно, скромничает — в его постановках эмоциональный накал во многом создает режиссерская работа. В 1988-м известность Персевалю принесла чеховская «Чайка», после которой к Чехову он вернулся лишь в 2000-е, поставив «Дядю Ваню», «Вишневый сад» и наконец «Платонова» — пусть и самую раннюю, но едва ли не самую пронзительную пьесу Чехова о смысле бессмысленного существования и запутавшеся в себе и в окружающих человеке.

«Книга Иова»

«Книга Иова»

16-18 октября, Театр им. А.С. Пушкина

Фестиваль «Сезон Станиславского»

Ветхозаветная «Книга Иова» — один из самых противоречивых библейских текстов, в котором вера в божественную мудрость сочетается с богоборческими мотивами и прямыми обвинениями Бога в несправедливости, которые тот вынужден принять.  «Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?» — спрашивает Творца Иов. Человек безвозвратно потерян в самом себе — вторит ему через века наш современник. Главные, основополагающие вопросы бытия, так же как и категории добра и зла, — в самой человеческой природе, исследованием которой и занимается  Эймунтас Някрошюс. Ремигиюс Вилкайтис в роли Иова проживает спектакль на разрыв — так, как будто сам бросает вызов Богу.

«Король Убю»

«Король Убю»

21-22 ноября, Театр Наций

Фестиваль NET

Наглый, тупой, хитрый, самодовольный и жестокий Убю был задуман Альфредом Жарри как собирательный образ всего самого отвратительного в человеке. Причем все эти качества рождены не зрелостью, а, напротив, инфантилизмом — тем самым упрямым эгоизмом и примитивной, не до конца осознаваемой жестокостью, которые свойственны детству. Однако это время своей и чужой жизни люди склонны идеализировать, видеть в детских выходках милое ребячество. Хорошо, если человек вырастает из них, как из старых штанишек, а если нет? Спектакль знаменитого британца Деклана Доннелана — о потенциале насилия и низменных инстинктах в каждом из нас и о том, что наш  внутренний ребенок может быть столь же невинен и чист, сколь и преступен.

«Последняя лента Крэппа»

«Последняя лента Крэппа»

26-27 ноября, Студия театрального искусства

Фестиваль NET

Старик Крэпп переслушивает старые пленки с записями своего голоса, отматывая назад прожитые годы. Не самая выдающаяся жизнь, но когда впереди уже нет будущего, остается жить прошлым. Хоть каким. Литовский режиссер Оскарас Коршуновас и актер Юозас Будрайтис долго подступались к этой пьесе Беккета — от идеи до воплощенной постановки прошло более двадцати лет. Один, 45-летний Коршуновас, за эти годы достиг зрелости, второй, 75-летний Будрайтис, подошел к тому порогу, у которого человек неизбежно смотрит назад, подводя итог своей жизни. Режиссер признается, что вряд ли бы отважился на постановку Беккета, который весь — «очищенный экзистенциализм» без пространства для интерпретации, если бы не Будрайтис с его опытом и интеллектом.

«Человеческое использование человеческих существ»

«Человеческое использование человеческих существ»

5 декабря, электротеатр «Станиславский»

Фестиваль NET

Это уже вторая за сезон постановка Ромео Кастеллуччи, которую можно будет увидеть в Москве. Билеты на спектакль открытия фестиваля моноспектаклей SOLO «Юлий Цезарь. Фрагменты» были моментально раскуплены еще летом, как только они поступила в продажу. В театре жестокости Кастеллуччи льется кровь, хрустят кости, и выставляются наружу внутренние органы —  как в «Юлии Цезаре», где на сцену проецируется изображение клокочущей гортани. О спектакле «Человеческое использование человеческих существ» пока мало что известно, но в силе и масштабе очередного режиссерского высказывания Кастеллуччи можно не сомневаться.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+