Большой театр, балет Ильи Демуцкого по пьесе Чехова в постановке хореографа Юрия Посохова, автор либретто и режиссер Александр Молочников
Трагедия одиночки-бунтаря, заплатившего жизнью за свои поруганные идеалы, в очередной раз вошла в резонанс с общественно-политическими событиями в стране и точно попала в контекст художественной жизни (в момент подготовки и премьеры балета в Большом в Третьяковке шла выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии»). Сделав перевод пьесы Чехова на язык балета, авторы спектакля в Большом буквально из кожи вон вылезли в стремлении, чтобы добиться внешней современности. Так, по сцене постоянно мечутся с неясными целями собаки, в глубине пылает трактор, нагнетая почти хичкоковский саспенс. А создали самую пронзительную мелодраматическую «Чайку» из тех, что идут сегодня в московских театрах.
На фоне белеющего заката коротких северных ночей (художник по свету Дэвид Финн либо выезжал на Оку по местам Левитана и Поленова, либо проникся пейзажами в Третьяковке) разворачивается на первый взгляд банальная понятная пубертатная история.
Треплев, молодой дерзкий юноша с повадками недрессированного льва, начинающий хореограф контемпорари, исповедует жестокую парентэктомию, то есть портит жизнь своей матери. Мать его, Аркадина, — балетная этуаль. Ход, заимствованный из «Чайки» Джона Ноймайера.
Треплев Посохова и Молочникова — обаятельный буян, напоминающий и поэта Есенина, и танцовщика Полунина. В косухе, джинсах, с голым торсом в татуировках. Его матери Аркадиной, конечно, не до великовозрастного дитяти: карьера на пике и любовник, молодой светский лев, ленивый и утонченный, с повадками главы прайда. В имении Сорина рыболов Тригорин, как и полагается по тексту пьесы, закидывает рыболовную удочку сразу в оркестровую яму. Пока публика завороженно следит, не попадется ли на крючок, например, арфа, этот рыболов оборачивается бесом-соблазнителем. Удочкой, словно хлыстом, он погоняет дачников, разжигая страсти и помахивая Нине. А той и знаков подавать не надо. Как бродячая кошка, кидается Заречная под ноги заезжему рыболову. Известная история. Всем нужен решительный, мужественный, властный, сильный герой. Ростовую мужскую куклу с камланиями вуду теребят то Треплев, то Тригорин, то Аркадина, то Заречная.
Пронзительные дуэты Аркадиной и Тригорина нарушает хрупкая Нина. Кидаются в объятия друга, вспоминая детство, брат с сестрой, Аркадина и Сорин. Мир становится детской комнатой, полной красных пластмассовых коней, неваляшек и мишек, где брат и сестра гоняют на детских автомобилях. (Привет черняковскому спектаклю «Иоланта. Щелкунчик» из Парижской оперы.) Но и тут не дает покоя кудрявый юнец-разрушитель. Прячется за плюшевым слоном великовозрастное дитя, все перемотанное бинтами. То ли попытка суицида, то ли это материализованные нити родства, что опутали со всех сторон и не дают расправить руки-крылья.
Уезжая в столицы, Тригорин урезонивает Костика, дарит ему ему свой белый полотняный пиджак, повязывает модный галстук.
Раненой птицей бьется на авансцене Нина Заречная, тянет руки-крылья. Гигантская тень ее нервной фигуры падает на кулису: теневой театр предсказывает драму ее судьбы.
А потом они возвращаются. Аркадина, Тригорин. Прокрадывается вдоль застекленной беседки Нина. Белая, инфернальная, как Жизель. Попадает в объятия Треплева. Дуэт их совсем короткий. Рады оба. И время как будто расступается перед ними. Нет ни прошлого, ни будущего. Орфей спускается в ад за своей возлюбленной. Главное, не оглядываться. Но вот она косится в сторону беседки, где шумит дачное общество. Треплев снимает ее с высокой поддержки, распахивает дверь и выставляет. Туда. Вот только пинка не дает. Вот так, буднично, мимоходом, с полноги, с полуслова, пройдена точка невозврата.
И тогда в ад падает Треплев. Корешки, что выбрасывает Ока на песок, становятся больше, ближе, превращаются в поваленные деревья, отрываются от земли, взлетают, окружают Костика со всех сторон, как виллисы Ганса в «Жизели». Цепляется за них Костик. Отрывается от земли. Но, как у Татьяны с Онегиным, нет у Треплева пути назад, к Нине. Он разжимает ладонь и падает.