К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Историю поколений можно проследить через коллекцию сигаретных пачек»: как фотограф Саша Генцис снимает мир без людей

«Историю поколений можно проследить через коллекцию сигаретных пачек»: как фотограф Саша Генцис снимает мир без людей
20 августа на «Винзаводе» открывается юбилейная выставка работ фотографа Саши Генциса «Природа или прогресс», посвященная теме экологии. Forbes Life поговорил с Сашей Генцисом про потоки фотоснимков, белых медведей на льдинах, закрытые предприятия и самолеты

В честь своего 50-летия и 20-летия творческой деятельности Саша Генцис покажет 50 снимков, объединенных темой красоты природного пейзажа и влиянием на нее индустриального прогресса. Фотографии из проектов «Управляемые небеса», «Социалистический реализм» и «Индустриальная Исландия» дополнит работа, оживленная с помощью NFT-технологий.

Серия «Индустриальная Исландия»

Серия «Индустриальная Исландия»

— В названии выставки «природа» и «прогресс» противопоставлены друг другу. Для вас это взаимоисключающие вещи?

— Сегодня мы постоянно сталкиваемся с этим противопоставлением, оно повсюду — от выбора марки автомобиля или решения покупать продукты в бумажных, а не пластиковых пакетах. Я не раз бывал на Севере и видел, как тают льды. Сначала ты приезжаешь и видишь одну картину, а потом возвращаешься через несколько лет и замечаешь, что белые медведи вынуждены ютиться на льдинах гораздо более мелких размеров. Это фундаментальная проблема. Кто-то может считать, что ее нет, а природа гораздо сильнее, чем мы думаем. Это некая интрига, которой и посвящена выставка.

«Река»

«Река»

— Цифра или пленка? Как сильно вы вмешиваетесь в кадр?

— Я очень консервативный фотограф, до последнего отказывался от цифры ради пленки. Но прогресс  был настолько очевиден, что несколько лет назад я все же перешел на цифру и нисколько об этом не жалею. Надо сказать, что иначе эта выставка в таком виде и масштабе не получилась бы. Я, в отличие от репортажа или документальной съемки, занимаюсь авторской фотографией. Для меня фотоаппарат и объекты, которые попадают в кадр, – это те части, из которых  я потом с помощью цифровой обработки пытаюсь выразить свою идею. Выставка в этом смысле показывает и трансформацию этого подхода. Мне важно и сохранить первичность материала, и сделать картинку визуально насыщенной, чтобы зритель не мог оторваться, чтобы он удивлялся тому, как это сделано.

«Цветные коллекции»

«Цветные коллекции»

— Как быть фотографом, когда каждый человек с телефоном сегодня — фотограф? Как противостоять водовороту все новых и новых фотографий?

— Я ищу собственную линию в эпоху избыточного контента. Она должна одновременно соответствовать визуальным требованиям текущего момента и быть наполненной смыслами, выходящими за пределы кадра. Если люди моего возраста умеют фильтровать контент, комбинируют оффлайн и онлайн, то наши дети — целиком онлайновое поколение. Для них объем визуальной информации, получаемой из всех возможных источников, на порядок выше. Мне важно сохранить с ними связь, чтобы им было интересно смотреть на мои работы. Я стараюсь передать не только визуальную, но и поколенческую историю, сохранить важную культурную ценность.

«Алтай»

«Алтай»

— Как вы относитесь к тому, что ваши работы, которые вы выкладываете в свой Instagram, в ленте ваших подписчиков отображаются вперемешку с котиками и рекламой?

— Если люди смотрят на котиков, а потом их взгляд зацепится за мою фотографию, и они пойдут по этой дороге, значит, моя творческая миссия выполняется. Например, на основе одной из моих фотографий был создан мем для чата мотоциклистов. Это кабина бомбардировщика Су-24 с огромным объемом аппаратуры. Смысл подписи сводился к следующему: вот, чем управляют другие люди, а ты не можешь включить поворотник. Так что если мои работы подхватываются, я это только приветствую.

Серия «Фотографические дуэты»

Серия «Фотографические дуэты»

— На выставке порядка 50 работ. Как вы их отбирали, чтобы вместить в это ограниченное количество опыт 20 лет?

— Я начинал с пейзажей. Сразу решил, что буду каждый год делать одну выставку. За 20 лет я не пропустил ни одного года. Это позволяло мне постоянно быть в тонусе, искать самого себя и свою линию в фотографии. В какой-то момент я понял, что образы, которые я фотографирую в разных концах мира, начинают друг с другом взаимодействовать. Так появилась серия «Дуэты». Это были пары работ, объединенные общим смыслом, но сделанные в разных уголках планеты и в разное время. Сначала появлялся один образ, а потом я начинал охотиться за его «второй половинкой». Одновременно с этим меня заинтересовала тема промышленных объектов, встроенных в пейзажи. Так родилась серия «Промышленная Исландия». За ней последовал очень важный проект «Социалистический сюрреализм», посвященный последним годам работы завода ЗИЛ. Формат дуэтов получил развитие в прошлогодней серии «Управляемые небеса». Кадры с изображением интерьеров кабин воздушных судов подобраны так, чтобы создать у зрителя ощущение управления этими флагманскими самолетами. Чтобы добавить в мое творчество новое измерение, на выставке также будет представлена NFT-работа.

Серия «Управляемые небеса»

Серия «Управляемые небеса»

— Сколько кадров надо сделать, чтобы получился один проект?

— Это сложный процесс. Например, проект «Управляемые небеса», состоящий из 25 выставочных снимков — результат полугодовой работы. Каждые выходные мы с куратором проекта ездили в Центральный музей Военно-воздушных сил в Монино, где находятся эти самолеты. Чтобы получился один кадр, мы тратили три-четыре часа. Количество проб в этом смысле не так показательно. С годами ты перестаешь считать кадры. Они ценились в пленочной фотографии, когда пленка стоит денег и может кончиться. Сейчас у многих владельцев фотоаппаратов логика такая: поснимаем, а дальше выберем.  Но хороший кадр появляется не в процессе выбора, а еще до того, как нажата кнопка. Важно правильно видеть его внутри себя. Я предпочитаю не делать кадр, если я в нем не уверен.

Серия «Индустриальная Исландия»

Серия «Индустриальная Исландия»

— Ваши заброшенные индустриальные пейзажи после пандемии получили новое звучание. Как этот опыт отразился на вашей практике?

— Я стал больше ценить теплоту живого общения и здоровье. Мне стало гораздо сложнее работать в связи с запретами и ограничениями. Например, на выставке будут работы, которые я сделал на петербургском заводе «Севкабель». Мне удалось сделать несколько фотопиграфий, после чего завод закрыли. Сейчас многих объектов уже попросту не осталось, а площади отдали под что-то другое. В этом смысле прогресс для меня — это не только про технологии, но и про смену поколений. Когда я снимал ЗИЛ, мне было интересно не просто запечатлеть объективную картину сноса, но проследить смену эпох. Я снимаю заброшенные объекты для того, чтобы рассказать какую-то историю.

Серия «Индустриальная Исландия»

Серия «Индустриальная Исландия»

— Получается, что даже если на этих работах нет людей, это все равно коллективный портрет?

— В этом и заключается моя идея. Появление человека в кадре сразу ломает его, он всегда перетягивает на себя внимание. Мы начинаем думать о том, кто это и почему он здесь. Моя задумка шире: это история про людей, но без них. Историю поколений можно проследить даже через коллекцию сигаретных пачек. В проекте «Социалистический сюрреализм» присутствие людей ощущается везде — от кабинета начальника до актового зала или табличек с просьбой соблюдать технику безопасности. Мне пришлось постараться, чтобы зритель увидел людей, которых там уже не было, или представил на их месте себя.

Серия «Социалистический сюрреализм»

Серия «Социалистический сюрреализм»

— Расскажите про сложные или смешные кадры.

— Одной из самых волнительных была съемка на ТЭЦ, относящейся к ЗИЛу. Я снимал этот объект перед сносом. Внутри, под крышей, стоял котел с семиэтажный дом. Он возник передо мной настолько неожиданно, что я даже не понял, куда попал. На выставке это будет фотография высотой примерно два метра. Это чуть ли не единственный случай, когда в кадре есть человек – крошечная фигура, которая показывает масштаб происходящего. Более того, выполнив работу и выпустив альбом, мне удалось повлиять на ход истории: глядя на этот альбом, руководство города приняло решение о пролонгации работы объекта на два года. Также огромное впечатление на меня произвела съемка самолетов, на которых летали первые герои СССР. Оказывается, они летали на Север спасать челюскинцев на металлическо-фанерных самолетах с открытой кабиной, ничем не защищенные.  Для меня это стало настоящим открытием, и я сразу же понял, что было крайне важно найти в моем архиве подходящее по композиции фото льдов, чтобы воссоздать атмосферу полета. Этой фотографией стал пейзаж, который я несколько лет назад сфотографировал в Гренландии.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+