К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Уважение важнее любви» — что думает поколение Z о свободе и долге

«Уважение важнее любви» — что думает поколение Z о свободе и долге
В Музее Москвы до 11 июля идет выставка подросткового искусства «Слишком много свободы»: работы учеников образовательного проекта «Каскад. Проект как метод». А в Центре Вознесенского показывают «Вовремя быть» — всего 120 проектов молодых художников

«Каскад»  — это независимая проектная школа для учеников старших классов, основанная в 2018 году Александрой Хейфец и Лидией Лобановой. В первый год проект существовал на грант Благотворительного фонда Владимира Потанина, а в последующие годы — на личные средства своих создательниц. В 2021 году школу поддержали Музей Москвы, Центр Вознесенского и галерея «Триумф». Сейчас в Центре Вознесенского идет выставка «Вовремя быть», где показывают результат двух творческих лабораторий: направлений «Поэзия? Круто!» и «Каскад. Резиденция». На обеих музейных площадках таким образом демонстрируют 120 проектов, реализованных молодыми художниками. О том, для них значат свобода и долг, ученики школы рассказали Forbes Life.

Лиза Черняева, 18 лет. Инсталляция «Венера». Направление — «Музей и город: Мир»

Лиза Черняева, 18 лет. Инсталляция «Венера». Направление — «Музей и город: Мир»

— Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Для меня очень важно, чтобы чужие люди не заходили за территорию, где установлены мои личные границы. Но в современном мире свободные люди — это, скорее, редкость. С одной стороны, свободным можно назвать того, кто не зависит от предрассудков и стереотипов, кто не боится самовыражаться, не нарушая чужие границы. Но, с другой стороны, свободный человек — этот тот, кому ничто не мешает самовыражаться. Вот это второе условие чаще всего как раз и нарушается.

Родители должны обеспечивать ребенка всем необходимым. Но важно не только быть одетым, накормленным и с крышей над головой. Взаимное уважение в семье намного важнее всего этого и даже важнее любви. Нормально, если ребенок не чувствует любви к родителям или родители не чувствуют ее к ребенку, но уважение должно быть сто процентов.

Стараться быть счастливой изо всех сил — это все, что я себе должна.

Лея Пастернак, 16 лет. Инсталляция «Консервы». Направление — «Музей и город: Взгляд»

Лея Пастернак, 16 лет. Инсталляция «Консервы». Направление — «Музей и город: Взгляд»

— Свобода — это когда ты можешь думать и говорить то, что ты хочешь, и не бояться, как твое высказывание оценят другие, оскорбит ли их это. Я хочу быть свободной, но рамки есть у всех, и сто процентов свободных людей не существует. Чаще всего меня останавливают мнения других людей. Я стараюсь от этого абстрагироваться, но не всегда  получается.

Я чувствую себя свободно достаточно часто. У меня хорошие отношения с родителями, они дают мне много свободы и не говорят, что я должна идти учиться, например, на доктора. Они говорят мне: «Иди и будь тем человеком, которым хочешь быть».

Самая пугающая ответственность из взрослой жизни для меня — это ответственность за другого человека.

Настя Веденяпина, 17 лет. Арт-объект «В.Че(э)ра». Направление — «Настоящее искусство»

Настя Веденяпина, 17 лет. Арт-объект «В.Че(э)ра». Направление — «Настоящее искусство»

— Свобода — это отсутствие мыслей, которые тебя ограничивают.  Если внутри тебя нет ничего, что препятствует твоей легкой походке — значит ты свободный человек. Я думаю, тех, кто постоянно чувствует себя свободным, не существует. Это чувство можно испытывать только периодически. Я могу быть свободной пять или десять минут в день, но не больше. Свобода — это чувство в моменте.

Быть полностью свободной мне мешает возраст. Мне 17 лет, и у меня есть ограничительные обязательства, связанные с родителями, учебой. Свобода — это ведь еще и про то, чтобы проживать жизнь с большим акцентом на том, что хочется именно тебе, а из-за возраста мне это пока недоступно.

Сейчас принято говорить, что долга нет. Все якобы делают все для себя, но мне так не кажется. У людей есть долг от рождения перед родителями, и, по идее, он не должен их напрягать. Мы должны быть сами по себе благодарны людям, которые нас растят. Кроме родителей, мы много кому чего должны, и не потому, что так плохо устроен мир, а потому, что без долга паутине человеческих взаимоотношений не на чем было бы держаться.

У родителей перед детьми тоже есть долг. Они должны показать своим детям, что для них есть много возможностей. Это даже не долг, а черта хороших родителей — ничего не навязывать. Нет долга дать хорошее образование, но есть условный долг показать возможность получить хорошее образование, показать, что можно делать то или другое.

Миша Долгий-Рапопорт, 16 лет. Инсталляции Дианы Огай «Жизнь после». Направление — «Скульптура и графика»

Миша Долгий-Рапопорт, 16 лет. Инсталляции Дианы Огай «Жизнь после». Направление — «Скульптура и графика»

— Свобода — это возможность думать, рисовать, прыгать, бегать и делать все что угодно и при этом не встречать от других осуждения своих действий. Свобода для меня выражается в возможности воплотить в жизнь любую идею, ни на одном из этапов не встретив препятствий.

Сейчас я не чувствую себя свободным. Я могу совершенно свободно писать тексты — прозу и стихи, но я не могу их опубликовать. И в этой невозможности как будто бы какая-то обязанность перед собой будущим. При этом я не пишу ничего радикального, но, к сожалению, в наше время практически любой текст и любые слова могут быть восприняты по-разному. Человек из другого мира, который не находится в том же контексте, что и я, который думает по-другому, он может практически в любых текстах найти то, что ему не понравится. Я бы хотел, чтобы наступило время, когда я смогу высказываться свободно, без цензуры и дополнительных ограничений, но когда и где это произойдет — в России, в Москве или в Музее Москвы, — я не знаю.

Долг — это что-то совершенно ужасное, с чем не хочется никогда сталкиваться. Я стараюсь быть по минимуму кому-то должен. И я очень не люблю, когда у меня не остается выбора и мне нужно что-то сделать, потому что я должен это сделать. Свобода заключается как раз в вариативности, долг эту вариативность убивает. Я бы от долга отказался.

Поскольку я еще несовершеннолетний, семья обязана меня содержать, хотя, учитывая мои интересы, какую-то часть себя я содержу уже сам, но семья обязана меня воспитывать, дать мне образование и любить, конечно. А государство обязано создавать в обществе контекст, в котором было бы комфортно находиться людям разных взглядов. Если государство этого не делает — оно не выполняет свои обязанности.

Алина Бостынец, 17 лет. Инсталляции «Комната Раскольникова». Направление — «Настоящее искусство»

Алина Бостынец, 17 лет. Инсталляции «Комната Раскольникова». Направление — «Настоящее искусство»

— Я считаю себя вполне осознанной личностью. На данном этапе моего развития свобода для меня — это возможность самовыражаться. Но при этом свободный человек всегда должен брать ответственность за принятые им решения. Федор Достоевский, философия которого заложена в моей инсталляции «Комната Раскольникова», ввел такое понятие, как «социальное творчество». Оно впервые появляется в «Бесах» и относится к Ставрогину, центральному персонажу. Социальное творчество Ставрогина как безбрежное море. Он может сказать одному человеку — одно, другому — другое. Он настолько могущественен в своей мнимой уверенности, что другие верят ему безоговорочно, и он перестает себя контролировать. Если переносить это явление на контекст современных дней, то социальным творчеством можно назвать любую самореализацию, которая выходит за  пределы головы одного человека. Так что в вопросе свободы социальное творчество — это тоже очень важный термин. Достоевский наглядно показывает, что происходит, когда человек увлекается свободой. Так что для меня настоящая свобода — это такой баланс, при котором ты достаточно лаконично вписываешься в те обстоятельства, в которых живешь, и можешь свободно направлять свое социальное творчество туда, куда ты хочешь, не теряя над ним контроль.

Если мы рассматриваем свободу как способность удовлетворить какие-то свои личные желания, то я сейчас чувствую себя очень хорошо и свободно — для меня это два смежных понятия. У меня нет потребностей, которые бы требовали моего восемнадцатилетия для их осуществления. И благодаря моей семье, моему окружению и работе в моей голове я сейчас не только могу чувствовать себя свободной в моменте, но могу понимать, что мне нужно для того, чтобы сохранить это ощущение в ближайшем будущем. Мне нравится не просто ставить цель, например «хочу учиться в МГУ», а ходить на дни открытых дверей и попытаться пообщаться с будущей собой на счет своих ощущений: как тебе здесь, чувствуешь ли себя хорошо и свободно?

Я еще никогда в своей жизни не воспринимала долг как предназначение. Ни о чем я не думала в категориях — это моя судьба, это мой долг. Такие мысли, как мне кажется, очень угнетают человека. Но я сталкивалась с другим понимаем долга — долг как камень, привязанный к твоей ноге, который мешает делать то, что хочется. Долг — это то, что моя личность всеми силами пытается от себя оттолкнуть.

Благодаря моей семье я сейчас живу для себя, и долга перед собой у меня быть не может. Первая аналогия, которая приходит в голову, когда говоришь о долге, — это деньги. Разве можно задолжать деньги себе самой? Нет, конечно.

Арина Тагирова, 19 лет. «СДС». Направление — «Музей и город: Взгляд»

Арина Тагирова, 19 лет. «СДС». Направление — «Музей и город: Взгляд»

— Для меня свобода — это мое самоощущение. Я чувствую себя свободной, когда держу все под контролем, понимаю, что все идет нужным чередом. И чувствую, что от этого обретаю спокойствие и необходимый воздух.

Обязанности есть у каждого, будь ты подростком или уже взрослым человеком. Тут есть очень тонкая грань того, что именно обязанности могут разрушить отношения между людьми, потому что это как лакмусовая бумажка — нужно выполнять те договоренности, которые были сделаны на берегу, от этого может пострадать человек или проект, в котором, помимо тебя, задействованы люди. Это про некое выключение эгоизма, отдачу себя другим. Понятие «долг» скорее нравственное, ты намечаешь его себе сам из своих моральных побуждений. Но при этом, когда говорят «ты должен», это скорее речь про обязательство, а люди используют весьма токсичную формулировку, обозначая твою вину перед ними.

Обязанностей у меня много — это учеба, проекты, работа. Почти по всем пунктам у меня есть и обязанности перед собой, потому что я хочу получить хорошее образование, или поучаствовать в классном проекте, или чувствовать на работе, что во мне есть необходимость и потребность, что за этим следует рост. Во всех этих местах у меня, естественно, есть обязательства перед коллегами, друзьями, товарищами. Тут завязаны и личные отношения, которые я очень берегу. Мои свободы — сейчас у меня их крайне мало. Но я работаю, чтобы было больше, пытаюсь разгрузиться и чувствовать жизнь.

Обязанностей у моей семьи нет никаких передо мной — я сама зарабатываю деньги, поступила на бюджет в НИУ ВШЭ своими силами. Мы сейчас не общаемся. А вот государство, конечно, обязано всем нам. Это право на качественную жизнь, право на спокойную и небедную старость, право на свободу передвижения или собрания. К сожалению, мы пока живем в другом государстве, но при этом не нужно ограничиваться и закрывать глаза на это. Соучастие и неравнодушие — только это двигает процесс в нужную для всех сторону.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+