К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Гиперреальные герои Билла Виолы: что смотреть на выставке «хай-тек Караваджо» в Пушкинском

Гиперреальные герои Билла Виолы: что смотреть на выставке «хай-тек Караваджо» в Пушкинском
Пионер видеоарта и самый влиятельный медиахудожник современности впервые в главном зале Пушкинского музея

Трудно поверить, но «Путешествие души» — первая большая выставка Билла Виолы в России. Тем интереснее, что показывают ее в главном здании Пушкинского музея — впервые его центральные залы занимает только медиаискусство.

Начав свою карьеру в середине 1970-х годов, Виола стал свидетелем развития технологий и самым верным поклонником экспериментов с камерой — в разное время он использовал военную камеру видеонаблюдения, телескопические миниатюрные камеры для исследования малодоступных зон, устройства для съемки под водой и камеру 35 мм.

Во всех своих работах художник настойчиво исследует фундаментальные вопросы жизни, обращаясь за образами к классической живописи и магии природных стихий. На нынешней выставке показывают шесть серий Виолы, работы из которых созданы с 2000 по 2014 год.  Сам Виола рассчитывает на медитативное погружение зрителя в его работы, поэтому на выставке не будут водить экскурсий. Куратор проекта и направления «Пушкинский- XXI» Ольга Шишко рекомендует потратить на просмотр экспозиции около трех часов.

 

Специально для Forbes Life Ольга выбрала несколько самых интересных работ, представленных сегодня в Пушкинском музее.

Серия «Тристан и Изольда»
Кира Перов © Студия Билла Виолы

Серия «Тристан и Изольда»

Главное пространство Пушкинского музея занимают шесть работ из серии «Тристан и Изольда». Благодаря своей архитектуре и драматургии произведений Белый зал визуально превращается в трехнефный храм, в пределах которого по боковым частям, расположены произведения. Центральное пространство зала занимают перетекающие друг в друга «Огненная женщина» и «Вознесение Тристана». Сама серия была создана Виолой для Мариинского театра и стала частью постановки оперы Вагнера режиссером Питером Селлерсом.

Как и в первоначальной кельтской истории, которая интересует Виолу больше, чем музыка Вагнера, речь во всей серии идет о любви и страсти, которая приводит героев к гибели.

В работах встречаются две главные стихии, которые мы часто видим в произведениях автора, — огонь и вода. «Вознесение Тристана» представляет собой вознесение души после смерти, которая плывет к свету вверх по водопаду. «Огненная женщина», напротив, выступает последним образом в сознании умирающего человека. Женская фигура стоит перед стеной пламени и через мгновение падает в него с распростертыми руками — образ предсмертной лихорадки, который навсегда остается в памяти зрителя.

Эту работу Билл Виола снимал в павильоне вместе с многочисленными сотрудниками своей студии. Благодаря детальной прорисовке каждой своей работы Виола стремится минимизировать компьютерную обработку на этапе поспродакшена. Например, для съемок «Огненной женщины» перформер была одета в огнеопасный костюм, который позволил ей пройти стену из жаркого пламени. А в «Вознесении Тристана» артист падал вниз на фоне водопада, построенного в павильоне. При монтаже время перевернули вспять, чтобы герой изменил траекторию своего движения.

«Мученики»
Кира Перов © Студия Билла Виолы

«Мученики»

В 2007 году Билл Виола представил на 52-й Венецианской биеннале проект «Океан без берегов», который потряс и зрителей, и арт-сообщество. Лондонский Собор святого Павла заказал художнику четыре работы, которые должны были стать частью постоянной экспозиции храма. Это был первый случай в истории собора, когда произведения ныне живущего художника хотели поместить в пространство не в рамках временной экспозиции — построенный в XVII веке архитектором Кристофером Реном, этот храм является одним из символов британской столицы.

Несмотря на первоначальный испуг из-за большой ответственности, Билл Виола все же создал инсталляцию «Мученики». Само название происходит от древнегреческого слова mártus, которое переводится как «свидетель».

Художник стремится заставить зрителя сострадать героям, охваченным четырьмя стихиями, — огнем, водой, воздухом и землей. Главной силой, которая испытывает нас на прочность, становится сама природа, что очень созвучно и с нашим пандемическим временем. Страдания героев каждый раз обрываются ровно на мгновение, а после начинаются с новой силой. По мере того как природные стихии нарушают покой героев, мы видим в их лицах все больше решимости вынести этот бой.

«Комната Катерины», серия «Страсти»
Кира Перов © Студия Билла Виолы

«Комната Катерины», серия «Страсти»

Одна из самых камерных инсталляций Билла Виолы. Ее включение в экспозицию кажется очень актуальным для сегодняшнего дня — коллективный опыт изоляции красочно показал нам все недостатки затворничества.

Благодаря постоянным путешествиям по миру, одно из которых подарило художнику встречу с его супругой и сокуратором нынешней выставки Кирой Перов, Виола постоянно стремился к изучению новых культур. В том числе и новых религий, где его интересовали крайние формы проявления. Например, христианский мистицизм, суфизм или дзен-буддизм.

«Комната Катерины» — это частный взгляд Билла Виолы на затворничество. А именно, на жизнь женщины, заключенной в четырех стенах. С утра до вечера героиня совершает ряд повседневных ритуалов. Отправной точкой для создания этой работы послужило полотно конца XIV века Андреа ди Бартоло «Житие святой Екатерины Сиенской».

Катерина Виолы — не святая, а одинокая современная женщина с набором повседневных ритуалов. Небольшой размер пяти экранов, на которых демонстрируется работа, обеспечивает камерность «жизни» единственной героини. Каждый экран показывает Катерину в определенное время суток: утром она занимается йогой, в полдень чинит одежду, днем приступает к своей интеллектуальной работе, вечером зажигает свечи, а ночью ложится в кровать. На стене комнаты есть окно, за которым зритель видит дерево. Благодаря смене цвета листвы мы понимаем, что вместе со временем суток меняются и сезоны. Но в окне пятой комнаты, там, где героиня ложится в кровать, мы не найдем веток дерева. И зритель может только догадываться, проснется ли Катерина на следующий день.

«Квинтет изумленных»
Кира Перов © Студия Билла Виолы

«Квинтет изумленных»

«Квинтет изумленных» был создан художником  для выставки в Национальной галерее Лондона. На создание работы художника вдохновил пример из классической живописи, а именно произведение Иеронима Босха «Осмеяние Христа» из собрания музея. Лица героев у Виолы проходят сквозь сжатый спектр очень противоречивых эмоций — от смеха до плача.

Благодаря работе с технологиями художник добивается удивительного эффекта — он снимает лица в скоростном режиме и воспроизводит их на экране в высоком разрешении, отчего герои становятся гиперреальными. А отсутствие монтажных склеек обеспечивает плавный переход от одного выражения в другое так, что зрителю сложно уловить, в какой именно момент происходит перемена.

Называя художника «хай-тек Караваджо», исследователи стремятся обратить внимание на мастерскую работу Виолы со светом, благодаря которой образы простых людей в его произведениях приобретают сакральность, характерную для героев живописи барокко. Электрический свет Виолы пришел на смену свету свечи с полотен Рембрандта и Караваджо. Сам художник писал: «Однажды я заметил, что изображение движется. Но если его замедлить, эмоция не останавливается».

«Три женщины», серия «Трансфигурации»
Кира Перов © Студия Билла Виолы

«Три женщины», серия «Трансфигурации»

Тема возраста является очень важной для художника. Серия «Трансфигурации» располагается в правой части колоннады зала и показывает трансформацию человека в течение жизни. Например, Виола снимает своего сына Блейка в период перехода из детства в юношество.

Одна из центральных работ этой серии — «Три женщины», ее главные героини представляют три поколения одной семьи. Каждая из них проходит стену воды на пороге жизни и смерти. Искушенные тягой к свету, героини сменяют друг друга, чтобы еще раз встретиться с миром живых. В силу возраста младшая из женщин словно задерживается чуть дольше остальных.

И снова Виола добивается эффекта плавного перехода «из небытия» к свету благодаря эксперименту с технологиями — работа была создана при содействии студии Джорджа Лукаса.  Съемку героев,  выступающих из сумеречной зоны через толщу воды, осуществляли на черно-белую камеру слежения, которая создала эффект ряби загробного мира. А вторая камера высокого разрешения снимала героинь, когда они попадали в поток воды. Именно благодаря совмещению двух этих способов при монтаже Виоле удалось достигнуть эффекта максимально плавного перехода.

Серия «Миражи»
Кира Перов © Студия Билла Виолы

Серия «Миражи»

Мираж — одна из самых старых тем, которую исследует Билл Виола. В своих работах художник при помощи камеры стремится найти то, чтоб обычно не видит человеческий глаз. Для глаза мираж почти недоступен — возникая, он сразу же стремится исчезнуть из поля зрения.

В конце 1970-х Виола снимал пустыню в Тунисе. Камера военного слежения, которую художник использовал во время съемок, в какой-то момент начала плавиться, что в совокупности с ярким светом обеспечило необходимый Виоле эффект.

На выставке в Пушкинском музее представлены две работы серии — «Хождение по краю» и «Встреча», герои которых находят друг друга посреди Калифорнийской пустыни. Время здесь растянуто до бесконечности, а герои разных возрастов словно передают друг другу знания и опыт, чтобы навсегда покинуть друг друга. Когда герои уходят от зрителя, по выжженной земле бежит водяная рябь, превращая пустыню в огромное озеро. Чтобы достигнуть этого визуального эффекта, художнику пришлось снимать работы в течение двух недель — в ожидании особенного жаркого периода.

Серия «Водные портреты» («Мечтатели»)
Кира Перов © Студия Билла Виолы

Серия «Водные портреты» («Мечтатели»)

Серия «Водные портреты» Билла Виолы насчитывает более 40 работ. На выставке представлено три — «Глен», «Мэдисон» и «Шэрон». Каждый герой лежит на дне неглубокого озера с закрытыми глазами. Журчание ручья пронизывает все пространство экспозиции, и зрителю остается только гадать, откроются ли глаза героев. Второе название этой серии — «Мечтатели».

Пристальное внимание Виолы к водной стихии можно объяснить эпизодом из его детства, когда он чуть не утонул в озере. С тех пор вода небезосновательно представляется художнику мощной силой, которую невозможно сдержать. Первая работа, связанная с этим воспоминанием, — «Рефлексирующий бассейн» 1976 года, которую Пушкинский уже показывал в Усадьбе Голицыных на выставке «Дом впечатлений» в 2016 году.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+