К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Европе нужен Фаберже и агитационный фарфор: итоги русских торгов Christie's

Европе нужен Фаберже и агитационный фарфор: итоги русских торгов Christie's
Руководители русского департамента аукционного дома Christie's на примерах недавних осенних торгов объяснили Forbes Life, что происходит на рынке русского искусства в контексте мирового арт-рынка

Департамент русского искусства Christie’s потирает руки от удовольствия: осенние торги прошли не в пример удачнее весенне-летних. £8 436 375 vs £3 323 000.

Еще год назад, осенью 2019 года, юбилейные, посвященные 50-летию русского департамента,  торги собрали £12 млн, а «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо» Николая Фешина ушла с молотка с мировым рекордом — за £2 291 250. Конечно, по сравнению со сборами  2014 года, когда на торгах была установлена вереница мировых рекордов — один лишь «Портрет Марии Цейтлин» Валентина Серова  продан за £9 266 500, а число лотов с эстимейтом, превышающим £1 млн, исчислялось десятками, — юбилейные рекорды выглядели довольно бледно, как мир прыгунов с шестом после ухода Сергея Бубки. В июне 2014 года русские торги собрали £23 964 700. А дальше — санкции, падение цен на нефть, слабый рубль — и русский арт-рынок скукожился, как писала в декабре 2015 года Financial times.

За прошедшие пять лет весенние и осенние аукционы русского искусства Christie’s собирали в среднем около £7 млн. £3 млн весенних торгов, которые состоялись в середине лета и прошли в онлайн, — результат того, что пик пандемии пришелся на самый важный этап подготовки к торгам, на сбор работ и формирование каталога.

 

£8 млн, заработанных на русском искусстве в этом ноябре на Live-аукционе, прошедшем в пустом зале без зрителей, с участием в интернете и по телефону, — цифра невеликая в сравнении с историческими рекордными торгами. Но по-своему совершенно замечательная: топ-лоты проданы в 4-5 раз дороже эстимейта и близки к рекордам за последние 10 лет. А суммарный результат весенних и осенних торгов 2020 года превысил показатели 2015 и 2016 годов.

Алексей Тизенгаузен,  глава международного департамента русского искусства Christie’s, говорит, что карантин пошел на пользу рынку русского искусства. «Нам хватило времени на то, чтобы основательно и вдумчиво подготовиться к торгам. Круг любителей русского искусства расширился. Появились новые покупатели, вовсе не обязательно русские или с русскими корнями. В торгах участвовало больше 200 зарегистрированных клиентов. На примере нашего весенне-летнего онлайн-аукциона мы поняли, что тем, кто занимается русским искусством, важна обстановка, церемониал аукциона, внешние эффекты, присущие торгам на Кинг-стрит.  Удары молотка, шутки аукциониста, усиление напряжения, атмосфера борьбы, телефонный звонок слева, телефонный звонок справа. Поэтому мы завязали с онлайном и быстро вернулись в режим живого аукциона».

 
«Святое озеро», Михаил Нестеров, £562 500

«Святое озеро», Михаил Нестеров, £562 500

Работа заняла третью строчку в списке самых дорогих работ художника за последние 10 лет. Сара Мэнсфилд, глава отдела русской живописи Christie’s: «Работа Нестерова, так же как и картины Айвазовского и Крачковского, попала на торги из частной коллекции из Дании. Они никогда прежде не появлялись на рынке, прямиком из своего многолетнего затвора оказались на торгах. На наши попытки выяснить, что за история у картин в коллекции, нам отвечали: ну, это долгая история. Обычно в таких ситуациях мы отправлялись в пут, проводили собственное расследование. Но за время карантина характер нашей работы полностью изменился. Расследование прошло в Zoom. Одно из положительных открытий пандемии — все, включая людей старшего поколения, стали охотнее участвовать в онлайн-конференциях, делиться информацией в Zoom. Люди осознали, что ковид не ушел за полгода и, возможно, продлится больше года, и они приспособились к онлайн-битве ставок, онлайн-консультированию. На нас обрушился шквал уточняющих вопросов, запросов фотографий во всех ракурсах, в самом точном разрешении и видео. Мы столкнулись с невероятным энтузиазмом и доверием к аукционному дому наших покупателей. Конечно, мы очень надеемся, что сможем вновь начать путешествовать, вернуться к нашей традиционной работе. Но, честно говоря, было неожиданным узнать, что мы можем сделать так много, не сходя с места».

Советское агитационное блюдо 1921 года по эскизу Руфольфа Вильде «Спасти революцию, помочь голодающим», мировой рекорд цены £275 000

Советское агитационное блюдо 1921 года по эскизу Руфольфа Вильде «Спасти революцию, помочь голодающим», мировой рекорд цены £275 000

Марго Оганесян, руководитель аукциона русского искусства: « На советский агитационный фарфор по-прежнему очень высокий спрос. Все наши лоты из этой секции успешно продались. Блюдо Рудольфа Вильде, очень ценное, впервые оказалось на рынке. За лот бились два покупателя по телефону. Схватка длилась около пяти минут. Эстимейт был £20-30 000, в итоге блюдо ушло за £275 000, включая комиссию. В этом прелесть аукционов. Никто не ожидал, что блюдо так выстрелит».

Алексей Тизенгаузен: «На рынок пришло новое поколение собирателей агитационного фарфора, Фаберже. Есть молодое поколение, есть старшее поколение, есть русские покупатели и покупатели, никак с Россией не связанные. Но все они большие любители русского искусства».

«В саду», Константин Коровин, £1 198 500

«В саду», Константин Коровин, £1 198 500

Сара Мэнсфилд: «Конечно, мы не ждали, что Коровин будет продан так хорошо. Цена на Коровина недотягивает £100 000 до мирового рекорда цен за работу художника, установленного в 2008 году».

Мария Якунчикова, полочка-лавочка из национальных игрушек под названием «Городок», £62 500

Мария Якунчикова, полочка-лавочка из национальных игрушек под названием «Городок», £62 500

Самая высокая цена за произведение декоративно-прикладного искусства Якунчиковой. Общая сумма продаж коллекции работ Марии Якунчиковой на торгах — £382 500.

Алексей Тизенгаузен: «Работы Марии Якунчиковой попали на аукцион буквально за два месяца до торгов из семьи наследников художницы. Нам повезло, что в это же время в  Третьяковке открылась выставка Марии Якунчиковой.  В этот раз работы Якунчиковой покупали англичане, французы и немцы. Покупатели медленно открывают глаза на творчество Якунчиковой. Например, в 2005 году на обложке каталога русских торгов была работа Якунчиковой «Вид из окна старого дома. Введенское», даже лучше, чем в Третьяковке. Но тогда мы не смогли продать ее даже за £150 000. Никто не понял почему. В 2011 году мы продали эту работу за £691 000, в три раза дороже эстимейта. Покупатели, которые делали ставки, были те же, что никак не отреагировали на эту работу пятью годами ранее. И когда я спросил, почему же так произошло, они отвечали: «Тогда я не сообразил» или «Я не понял».

Сара Мэнсфилд: «Это вопрос на стыке политики арт-рынка и академического кураторского подхода к художнику. Нам повезло продавать работы из семьи наследников Якунчиковой. К тому же изначально коллекция была оценена невысоко. Я думаю, в этот раз нам и выставка в Третьяковке помогла, и сработал амортизирующий эффект в экономике — люди захотели вложить деньги в искусство.  Проблема продажи русского искусства на международном рынке в том, что последние 20 лет цены на русское искусство были невероятно высокими. Сейчас цены опустились, круг разомкнулся и появились новые коллекционеры».

Алексей Тизенгаузен: «В случае с Якунчиковой мы видели, как много коллекционеров не из России, никак с Россией не связанных, заинтересовались художницей, буквально атаковали нас вопросами. Многим из них требовалась подготовка, чтобы научиться произносить ее имя».

«Карнавал в Венеции», Александра Экстер,  £450 000

«Карнавал в Венеции», Александра Экстер, £450 000

Картина, долгое время принадлежавшая другу художницы текстильному фабриканту Инно Изратти. Сара Мэнсфилд: «Рынок хорошо знает эту работу Экстер.  Прежде она уже продавалась на Sotheby’s. Работа 1930-х годов с идеально чистым провенансом».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+