Ориентир: ул. Косыгина, 28, стр. 43, м. «Воробьевы горы»
Проход к памятнику открыт постоянно, вечером он не освещается
Не так много людей догадываются, что в гуще парка на Воробьевых горах есть памятник поэтам, а еще меньше знают о том, что именно на этом месте строился первый храм Христа Спасителя. Момент клятвы описан Герценом в книге «Былое и думы»: «В Лужниках мы переехали на лодке Москву-реку... Отец мой, как всегда, шел угрюмо и сгорбившись, возле него мелкими шажками семенил Карл Иванович... Мы ушли от них вперед и, далеко опередивши, взбежали на место закладки Витбергова храма на Воробьевых горах, запыхавшись и раскрасневшись, стояли мы так, отирая пот. Садилось солнце, купола блестели, город стлался на необозримое пространство под горой, свежий ветерок подувал на нас; постояли мы, постояли, оперлись друг на друга и, вдруг обнявшись, присягнули в виду всей Москвы, пожертвовать нашей жизнью на избранную нами борьбу».
Витбергов храм — это и есть храм Христа Спасителя, который изначально планировали построить на склоне Воробьевых гор. Это сейчас вид на Москву-реку загораживают деревья, а тогда с берега открывался панорамный вид на золотые купола Кремля и Лужники. На момент, который описывает Герцен, уже начались работы по укреплению грунта для фундамента храма воинам 1812 года. В международном конкурсе на его постройку, который объявил Александр I, участвовали десятки архитекторов: среди них были и совсем малоизвестные, и такие знаменитости, как Андрей Воронихин и Василий Стасов. Победила работа молодого художника и начинающего архитектора Карла Витберга. Колоссальности в его проекте было более чем достаточно: высота от подошвы склона до креста на вершине главного купола должна была составить 237 метров, ширина главной лестницы на склоне горы — 106 метров, диаметр главного купола — свыше 50 метров.
Амбициозный проект не реализовался из-за неопытности архитектора, который выбрал красивое, но неудачное место для строительства. Грунт, который и так укрепляли неимоверными усилиями, оказался слишком мягким для такой махины. Смерть императора остановила этот провальный проект, а главный руководитель стройки был сослан в Вятку, где, кстати, построил-таки храм, напоминающий об амбициозном предшественнике.