К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Конюшни нефтяника, палаты Грозного: малоизвестные места Москвы, которые стоит увидеть

Конюшни нефтяника, палаты Грозного: малоизвестные места Москвы, которые стоит увидеть
Экоособняк начала XX века, конюшни нефтяного магната, дворец богатейшей семьи России, уникальные монастыри и памятники — рассказываем о малоизвестных местах и зданиях, которые незаслуженно обходят вниманием москвичи и туристы
Особняк Носова 
МИКК «Особняк В.Д. Носова»

Особняк Носова 

Электрозаводская ул., 12, стр. 1, м. «Электрозаводская»

Здесь работает филиал Российской государственной библиотеки для молодежи. Внутрь можно попасть, записавшись на экскурсию 

Главное, что отличает этот здание в стиле модерн от всех остальных, — материал. Деревянные дома к началу XX века в городах уже не строили. Поэтому особняк, похожий на дачный дом, — настоящее чудо. Владельца ткацкой фабрики Василия Носова привлекла идея экологичности постройки: он был убежден, что дерево делает воздух в помещении чистым и дольше сохраняет тепло внутри.

Создание проекта заказали архитектору Льву Кекушеву, который известен по строительству гостиницы «Метрополь» и Ярославскому вокзалу. Два варианта промышленник отверг, а вот третий — в стиле бельгийского модерна — утвердил. Кроме изящной формы, дом мог похвастаться и новшествами инженерных решений: здесь установили котлы для центрального водяного отопления, приточно-вытяжную вентиляцию, канализацию и провели электричество.

Несмотря на то, что в советское время дом нещадно эксплуатировали, в 2008 году исторический фасад и аутентичные интерьеры удалось восстановить. Так, к примеру, в помещении бывшей кухни на полу можно увидеть метлахскую плитку фирмы Villeroy & Boch, на потолках — оригинальные металлические светильники, в комнатах — аутентичные серванты, шкафы, двери с витражными вставками и камины с абрамцевской плиткой.

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря 
Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря 

Андроньевская пл., 10, м. «Римская»

Собор действующий, открыт в часы работы Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Историки архитектуры утверждают, что Спасский собор — самый древний на территории Москвы. Точная дата постройки неизвестна, но примерные даты определяют между 1410 и 1427 годом. Для столичной храмовой архитектуры он примечателен еще и тем, что возводился в традиции белокаменных сооружений Владимиро-Суздальской Руси, которых в Москве очень мало.

Несмотря на многочисленные перестройки, храм сохранил крупицы аутентичности внутри. Фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора — южном и северном — напоминание о фресках и росписях Андрея Рублева. Одно это придает постройке ощущение величественной старины.

Аутентичный вид Спасский собор потерял после нашествия Наполеона на Москву. Тогда наслоение подпружных арок, которые держали барабан купола, упразднили, придав первоначально округлой форме храма кубический вид. Приведением к первоначальному облику занялись только после Второй мировой войны, закончив реставрационные работы в начале 1960-х.

Сейчас только по восстановленным деталям можно судить о тонкой работе, которую выполнили зодчие XV века. Специалисты обращают внимание на стрельчатое завершение арок-закромов и щелевидных окон как явный отголосок европейской готики, пришедшей на Русь благодаря балканской архитектуре. Еще одним приветом из Европы можно считать круглый медальон на западном фасаде, напоминающий об окнах-«розах». Раньше в него было вписано изображение Иисуса Христа кисти Андрея Рублева, которое сейчас заменили современной копией.

Конюшни Леона Манташева 
Public domain

Конюшни Леона Манташева 

Скаковая ул., 3, стр. 1, м. «Динамо»

С 1999 года здание занимает администрация Театра классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василева. Вход внутрь невозможен 

История владельца этого здания заслуживает не меньшего внимания, чем сама архитектура. То, что сейчас осталось на Скаковой улице, было частью конюшенного комплекса. Его владелец — нефтяной магнат Леон Манташев — обожал лошадей и содержал 200 особей чистокровных скакунов. Любовь к коневодству Манташев решил выразить и в здании, которое собрался построить для тех, кто помогал содержать табун.

Эклектичный проект в стиле венского барокко и неоклассицизма для заказчика выполнили архитекторы Аршак Измиров и братья Веснины. Огромную входную арку, украшенную по бокам коринфскими колоннами, венчает массивный герб с вензелем Манташева и изящная башенка с флюгером в виде лошади. Комплекс представлял типичную усадьбу с внутренним двором, обрамленным зданиями конюшен с башенками, которые в связке с флигелями, парадным домом с въездными воротами и барским домом образовывали правильный прямоугольник.

Осматривая роскошное здание, которое предназначалось для обслуживающего персонала, можно только догадываться, какими богатствами обладал хозяин всей этой роскоши. Но до сегодняшнего дня дожил только этот небольшой кусок. Леон Манташев, кстати, смог наслаждаться своим новым домом недолго. Через год после окончания работ в 1916 году он вынужден был эмигрировать из страны, где началась революция.

Дворец Волковых — Юсуповых
Музей «Дворец Волковых — Юсуповых»

Дворец Волковых — Юсуповых

Б. Харитоньевский пер., 21, стр. 4, м. «Красные ворота»

По официальным данным, здание закрыто в связи с «мониторингом коммуникационных систем» не неопределенный срок

История палат, которые уже потом объединили в дворцовый комплекс, начинается со времен Ивана Грозного и овеяна легендами. Передача палат из рук в руки остановилась на богатейшей фамилии Юсуповых, которые получили несколько разрозненных построек от князей Меншиковых. Тогда архитектурный ансамбль каменных палат представлял собой несколько отдельных теремов на подклетах, с сенями и наружными крыльцами.

В XVIII веке при князе Николае Борисовиче Юсупове усадьбу расширяют, а на прилегающей территории благоустраивают сад с оранжереей, искусственными руинами и каменной стеной, увитой плющом. Здесь, говорят, держали диковинку из Голландии — механического кота на цепи. Именно о нем и писал Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»: маленьким ребенком будущий поэт прожил в деревянном флигеле, которые его родители снимали у богатых князей три года.

Глобальные перестройки дворца с 1890-х инициировала Зинаида Юсупова, которая превратила помещения в настоящие царские палаты, так что на византийское буйство интерьеров не пожалела ни денег, ни сил. По ее просьбе архитектор П. Султанов восстанавливал внешний облик палат: крыши стали более крутыми, а их скаты расписали «в шахмат», фасады получили полихромную окраску, выдержанную в цветовой гамме интерьеров. Со стороны двора пристроили новое парадное крыльцо.

Росписью сводов и стен занялся художник-реставратор Федор Солнцев. Здесь исторические сценки соседствуют с изображениями фантастических животных, а карта звездного неба — с масонскими циркулями и наугольниками. По моде конца XIX века во дворце имелась китайская комната, а в кабинете — коллекция древнерусского искусства.

Крутицкое подворье 
Wikimedia Commons CC BY-SA 3.0

Крутицкое подворье 

Крутицкая ул., 17, стр. 4, м. «Пролетарская»

Территория подворья и храмы открыты для посещения в дневное время 

Крутицкое подворье находится в Таганском районе и расположено за обычными жилыми домами, так что его практически не найти случайно. О духе Древней Руси здесь напоминает каждая постройка. История этого места начинается в XIII веке, когда на берегу Москвы-реки был основан мужской монастырь. В течение дальнейших столетий он стал основой одной из крупнейших епархий страны, в которой насчитывалось около 15 монастырей, 907 храмов и 650 тысяч прихожан.

Расцвет самого монастыря пришелся на XVII век: на его территории построили Успенский собор, создали большую библиотеку, высадили роскошный сад с фонтанами и экзотическими растениями, которые в то время были настоящей диковинкой.

Знаменитый храм подворья — собор Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах. Это самое большое сооружение на территории. Церковь в нынешнем ее виде была построена в 1700 году, хотя нижний храм появился еще раньше. В XVII веке были созданы Воскресенские переходы, а после и Крутицкий теремок.

Здания облицованы многоцветными поливными изразцами работы «государева ценинных дел мастера Степана Иванова Полубеса». Старинные изразцы с растительным узором украшают витые колонны, наличники окон и карнизы.

Памятник Огареву и Герцену на Воробьевых горах 
Парк культуры и отдыха им. М. Горького

Памятник Огареву и Герцену на Воробьевых горах 

Ориентир: ул. Косыгина, 28, стр. 43, м. «Воробьевы горы»

Проход к памятнику открыт постоянно, вечером он не освещается

Не так много людей догадываются, что в гуще парка на Воробьевых горах есть памятник поэтам, а еще меньше знают о том, что именно на этом месте строился первый храм Христа Спасителя. Момент клятвы описан Герценом в книге «Былое и думы»: «В Лужниках мы переехали на лодке Москву-реку... Отец мой, как всегда, шел угрюмо и сгорбившись, возле него мелкими шажками семенил Карл Иванович... Мы ушли от них вперед и, далеко опередивши, взбежали на место закладки Витбергова храма на Воробьевых горах, запыхавшись и раскрасневшись, стояли мы так, отирая пот. Садилось солнце, купола блестели, город стлался на необозримое пространство под горой, свежий ветерок подувал на нас; постояли мы, постояли, оперлись друг на друга и, вдруг обнявшись, присягнули в виду всей Москвы, пожертвовать нашей жизнью на избранную нами борьбу».

Витбергов храм — это и есть храм Христа Спасителя, который изначально планировали построить на склоне Воробьевых гор. Это сейчас вид на Москву-реку загораживают деревья, а тогда с берега открывался панорамный вид на золотые купола Кремля и Лужники. На момент, который описывает Герцен, уже начались работы по укреплению грунта для фундамента храма воинам 1812 года. В международном конкурсе на его постройку, который объявил Александр I, участвовали десятки архитекторов: среди них были и совсем малоизвестные, и такие знаменитости, как Андрей Воронихин и Василий Стасов. Победила работа молодого художника и начинающего архитектора Карла Витберга. Колоссальности в его проекте было более чем достаточно: высота от подошвы склона до креста на вершине главного купола должна была составить 237 метров, ширина главной лестницы на склоне горы — 106 метров, диаметр главного купола — свыше 50 метров.

Амбициозный проект не реализовался из-за неопытности архитектора, который выбрал красивое, но неудачное место для строительства. Грунт, который и так укрепляли неимоверными усилиями, оказался слишком мягким для такой махины. Смерть императора остановила этот провальный проект, а главный руководитель стройки был сослан в Вятку, где, кстати, построил-таки храм, напоминающий об амбициозном предшественнике.

Конструктивистский дом на Велозаводской улице 
Danushka·PastVu

Конструктивистский дом на Велозаводской улице 

Велозаводская ул., 3/2, м. «Автозаводская»

Жилой дом с открытым двором 

Увидеть один из необычных жилых домов эпохи конструктивизма, не тронутый временем, можно у метро «Автозаводская». Построен он был в 1936-1937 гг. по проекту архитектора И. Ф. Милиниса и предназначался для сотрудников автозавода им. Лихачева (ЗИЛ). К 1930-м годам конструктивизм уже переживал кризис из-за набирающего тогда обороты сталинского неоклассицизма, который в большей степени соответствовал духу и идеологии времени.

Возможно, проект дома на Велозаводской улице получилось реализовать ровно потому, что в нем проявились нехарактерные для этого функционального и минималистичного стиля монументализм и эклектика. Главное, что обращает на себя внимание, — гигантская арка, напоминающая входные порталы в храмах Древнего Египта. Совершенно нефункциональному с точки зрения застройки элементу, кстати, в советское время нашли отличное применение: арку завешивали портретами вождей. Египетские мотивы видны еще и в оформлении открытых лоджий с колоннами со стороны двора. Дом действительно производит впечатление полной оторванности от московского контекста, перенося нас в южные широты.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+