К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Москва в объективе Александра Родченко: пять любимых адресов от Калашного переулка до Парка культуры

Москва в объективе Александра Родченко: пять любимых адресов от Калашного переулка до Парка культуры
В Центре фотографии братьев Люмьер до 30 августа идет выставка фотографии Александра Родченко из собрания Still art foundation Елены и Михаила Карисаловых. Специально для Forbes Life внук и правнучка Родченко Александр Лаврентьев и Екатерина Лаврентьева — о наследии своего великого предка

По просьбе Forbes Life Александр Лаврентьев, куратор выставки «Александр Родченко. Из коллекции Still Art Foundation», внук, ведущий специалист творчества Александра Родченко, советский и российский искусствовед, проректор по научной работе МГХПА им. Строганова и Екатерина Лаврентьева, правнучка Александра Родченко, искусствовед, художник-иллюстратор, доцент кафедры коммуникативного дизайна МГХПА им. Строганова, выступала сокуратором выставок А. Родченко в Норильске и Краснодаре, комментируют снимки Родченко.

«Разглядывая кадры Родченко в той последовательности, как они были сняты, убеждаешься, что он действует не как архивист, летописец, а как кинооператор, слившийся воедино с камерой, который смотрит на мир сквозь объектив своего фотоаппарата, — рассказывает искусствовед Екатерина Лаврентьева, — Развитие кино и фотографии шло параллельно. Родченко внимательно следил за кино-опытами и документальной хроникой киноков,творческого объединения 1920-х, куда входили Дзига Вертов и оператор Михаил Кауфман. Он высоко оценил фильм Вальтера Руттмана «Берлин — симфония большого города», смотрел абстрактный кинематограф и отслеживал опыты Ман Рэя.

Фото- и кино-материалы публиковались на одной странице журнала «Советское кино», который оформляла Варвара Степанова (жена Родченко). Рубрика называлась «Фото в кино», и на этих страницах мы, например, видим одновременно кадры Александра Родченко и стоп-кадр из кинохроники Михаила Кауфмана.

 

Интересно, каким бы вышел фильм Александра Родченко, снятый им самим о своей жизни. Есть фотографы-путешественники, которые черпают силы в постоянном движении, смене места, дислокации. Есть те, для кого сама жизнь — увлекательное путешествие. Александр Родченко говорил: «Снимайте, документируйте свой быт, цените все настоящее и современное».

Фотографии Александра Родчеко комментируют Александр и Екатерина Лаврентьевы.

 
«Дом Моссельпрома в Москве».1925. Калашный переулок, 2/10
Александр Родченко. Дом Моссельпрома. 1925

«Дом Моссельпрома в Москве».1925. Калашный переулок, 2/10

Это здание имело особый смысл для Родченко. Здесь находилась контора Московского треста по переработке сельскохозяйственной продукции. В 1924-1925 годах заведующим «культбюро» при правлении Моссельпрома был Осип Брик, один из членов группы ЛЕФ Маяковского. Вместе с Маяковским Родченко выполнил для Моссельпрома более 50 проектов рекламных плакатов, листовок, надписей, упаковки пищевых продуктов, рекламы для киосков. Самым масштабным проектом стал проект росписи гигантской стены здания, выходящей в Соболевский переулок. Само колористическое решение здание также было предложено Родченко в октябре 1924 года.

Съемка производилась зимой 1925 года, когда отмечалась годовщина смерти В.И. Ленина, поэтому висят траурные флаги. Один из вариантов был позже подкрашен Варварой Степановой масляными красками для того, чтобы показать цветовое решение этой гигантской рекламы. Работа находится ныне в собрании Государственной Третьяковской Галереи.

В 1987 году студентами МАРХИ под руководством педагога, архитектора Елены Овсянниковой восстановили роспись по проекту Родченко, вернув городу колорит рекламы и текстов Владимира Маяковского как характерного знака эпохи конструктивизма 1920-х годов.

Мастерская Александра Родченко на Мясницкой. Мясницкая ул., д. 21, стр. 5. «Поэт Владимир Маяковский». 1924
Александр Родченко. Поэт Владимир Маяковский. 1924

Мастерская Александра Родченко на Мясницкой. Мясницкая ул., д. 21, стр. 5. «Поэт Владимир Маяковский». 1924

Фотография Владимира Маяковского из первой фотосессии Родченко, снятых в его мастерской на Мясницкой в 1924 году. Однажды в апреле 1924 года в мастерскую Родченко пришел Маяковский. Было необходимо сделать его портрет для готовящихся книг. Серия из нескольких фотографий, каждая самостоятельна и неповторима. Лицо поэта в фас стало элементом фотомонтажа на обложке книги «Разговор с фининспектором о поэзии», изданной в 1926 году. Портрет Маяковского на стуле в полный рост был напечатан в виде отдельного фото-плаката в 1940 году. Маяковский в пальто и шляпе с ворохом бумаг тоже стал фигурой нескольких фотомонтажей. Родченко был поклонником Маяковского. Их связывали дружба и годы совместной работы в рекламе, вспомним «Нигде кроме, как в Моссельпроме», в книге, в дизайне, так как именно по совету Маяковского Родченко заказали проект знаменитого Рабочего клуба для выставки в Париже в 1925 году. Маяковский был лидером группы ЛЕФ, в которую входили писатели, поэты, архитекторы и художники «левого фронта искусств». Вместе они выпускали журнал «ЛЕФ», а потом «Новый ЛЕФ».  Все обложки выполнены рукой Родченко. Каждая обложка — это как манифест нового, экспериментального подхода в искусстве: крупное название, превращающее обложку в плакат, фотомонтаж, пародирующий противостояние традиционного искусства и искусства бунтарей из левого фронта, фотография глаза или киноаппарата на обложке как символ нового технического инструмента видения, созвучного эпохе.

Музей Революции. Сейчас —Государственный центральный музей современной истории России. Ул. Тверская, 21. «Колонны Музея Революции». 1926
Александр Родченко. Колонны Музея Революции. 1926

Музей Революции. Сейчас —Государственный центральный музей современной истории России. Ул. Тверская, 21. «Колонны Музея Революции». 1926

Особняк на Тверской, в прошлом Английский клуб, где когда-то обедал Пушкин, стал Музеем Революции. По заказу Музея Революции и Комакадемии Родченко выполнил 25 плакатов «История ВКП(б)». Пришел в музей, скорее всего, за очередными фотографиями для монтажей. Но выглянув из окна на втором этаже вдруг поразился абсолютно современному ритму колонн, превратившемуся на его снимке в ультрасовременную архитектуру мегаполиса.

Снимок выполнен летом, вероятнее всего портативной камерой West Pocket Kodak.

Точка зрения превратила это историческое здание в манифест современной архитектуры и современной фотографии.

Впервые снимок был опубликован в журнале «Советское кино» №6-7 за 1926 в рубрике «Фото в кино», которую вел Родченко в 1926-1928 годах.

Храм Христа Спасителя. Ул. Волхонка, 15. «Лестница». 1929
Александр Родченко. Лестница. 1929

Храм Христа Спасителя. Ул. Волхонка, 15. «Лестница». 1929

Одна из самых известных фотографий Родченко. Фотография выполнена на ступенях лестницы у храма Христа Спасителя на Кропоткинской набережной. В этом районе Родченко снимал неоднократно как в зимнее, так и в летнее время года.

Доехать сюда от Мясницкой, где жил Родченко, можно было на трамвае «А», который ходил по бульварному кольцу. У Кропоткинских ворот трамвайные пути спускались по Соймановскому проезду до Кропоткинской набережной, далее мимо Кремля шли в сторону Москворецкой набережной, а оттуда у Устьинского моста по Подгорскому Крайнему переулку поднимались к Яузским воротам и возвращались на бульварное кольцо.

Это место было очень фотогеничным. Фотографы снимали здесь зимой и летом, осенью и весной. Здесь часто снимали кино.

Первоначальная датировка снимка ставилась по дате, указанной автором на отпечатках. Однако, во время подготовки ретроспективной выставки Родченко в Московском доме фотографии в 2006 году было установлено, что первая публикация снимка состоялась в журнале «Даешь» №7 в сентябре 1929 года под названием «Летний день». Таким образом дата снимка была уточнена. В редакцию для публикации был передан снимок примерно такого же формата, что и находящийся сейчас в экспозиции.

На снимке изображена поднимающаяся по ступеням женщина с ребенком на руках. Ее фигура как бы преодолевает мощное ритмическое поле черно-белых полос ступеней. Не случайно этот снимок связывали с мотивом ступеней в фильме Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Диагональная композиция кадра усилила конструктивно-графическое впечатление от снимка.

Снимок вошел в состав экспозиции работ Родченко на Выставке мастеров советского фотоискусства 1935 года. В дальнейшем стал непременным сюжетом практически на любой посмертной выставке Родченко или в изданиях, посвященных его творчеству.

Лодочная станция. «Лодки на Москве-реке». 1926
Александр Родченко. Лодки на Москве-реке. 1926

Лодочная станция. «Лодки на Москве-реке». 1926

Снято неподалеку на противоположной стороне Москвы-реки, где находилась лодочная станция. Снимок был опубликован в журнале «Советское кино» №4-5, 1926 в рубрике «Фото в кино». Через пару лет это фото вошло в подборку «Наши и заграница», подготовленную редакцией журнала «Советское фото». Задачей подборки было дискредитировать Родченко как автора и обвинить в плагиате. Для сравнения рядом поместили снимок на аналогичную тему фотографа из США Д.Мартена. Родченко ответил тогда в статье «Крупная безграмотность или мелкая гадость», помещенной в журнале «Новый ЛЕФ» (так как «Советское фото» отказалось печатать его ответ), что его снимок хотя и похож, но гораздо сильнее по композиции. И что у него есть серии, к которым трудно подобрать что-либо для сравнения. Он имел в виду свои эксперименты со съемкой стеклянных предметов напросвет и фотоиллюстрации к книге Сергея Третьякова «Самозвери».

Водная станция у Парка Культуры. «Прыжок воду». 1934
Александр Родченко. Прыжок воду. 1934

Водная станция у Парка Культуры. «Прыжок воду». 1934

Снимок впервые экспонировался на выставке «Мастера советского фотоискусства» в Доме художника на Кузнецком в 1935 году. Пловец как бы завис над водой. Родченко снимал с верхнего яруса вышки. Рядом с этим снимком на выставке экспонировался другой кадр — сгруппировавшийся на фоне неба спортсмен, только-только оттолкнувшийся от доски на вышке для прыжков в воду. Первый замер в полете, второй улетает в небо.

В скобках указана еще одна предположительная дата снимка. Именно в 1932 году Родченко снимал прыжки с вышки на водной станции у Парка культуры на Москве—реке. По характеру экспозиции и пленки эти негативы очень близко со всей остальной серией фотографий, часть из них вошла в альбом-папку «От Москвы купеческой — к Москве социалистической» 1932 года.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+