К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От убежища отшельника до машины для жизни. Частные виллы лучших архитекторов современности

От убежища отшельника до машины для жизни. Частные виллы лучших архитекторов современности
Архитектор и сооснователь бюро DNK ag Наталья Сидорова специально для Forbes Life составила коллекционную подборку из шести частных вилл, созданных лучшими архитекторами современности за последние десятилетия. Их выбор определили уникальная архитектура, включенность в ландшафт, натуральные материалы, удобство и функциональность, проработка внутреннего пространства и внимание к деталям, соотношение амбиций архитектора и характера частной жизни хозяев

Коллекционирование архитектуры сродни коллекционированию искусства. Здесь та же страсть обладания и владения уникальным предметом, объектом, произведением. Вложение денег, возможно, но как инвестиция в будущее, как меценатство. Так же, как и предмет искусства, коллекционный архитектурный объект является авторским высказыванием, уникальным и индивидуальным. Авторскую архитектуру невозможно тиражировать, но можно подделать. Задача коллекционера разглядеть сегодня то, что определяет тенденции будущего, что завтра войдет в историю и останется там навсегда, как подлинное произведение искусства. Как сегодня мы восхищаемся постройками Фрэнка Ллойда Райта, Робера Малле-Стивенса или Ле Корбюзье, так и завтра дома современных архитекторов-модернистов станут неотъемлемой частью культурного наследия и частью чьей-то коллекции архитектуры, возможно вашей.

Убежище отшельника 
Living Architecture

Убежище отшельника 

Вилла Secular Retreat, 2018 Великобритания, графство Девон.

Создатель: Архитектор Петер Цумтор, швейцарский архитектор, лауреат Притцкеровской премии, 2009. Его творческий метод — это подчеркнутое внимание к визуальным, осязательным и звуковым аспектам восприятия пространства.

По словам Цумтора, возможность видеть из окон дома только природу и никаких сооружений, а также тишина и свобода для размышления — «чистая роскошь» для наших дней. Вилла расположена на вершине холма и из ее окон открываются прекрасные окружающие природные ландшафты и можно почувствовать полное единение с природой. Дом построен на месте прежнего, старого и ветхого, память о котором сохраняют ветвистые сосны, между которыми бережно встроена новая вилла.

По структуре вилла достаточно проста, так как дом предназначен для краткосрочного пребывания и отдыха: гостиная со столовой и кухней с видами на три стороны и пять небольших спален, каждая из которых, опять же, с прекрасным видом на окрестности.

Для постройки использован бетон с ручной трамбовкой, что создает неповторимые естественные текстуры на его поверхности. Некоторая мебель и элементы интерьера, как и подобает эксклюзивному произведению, специально разработаны для этого проекта.

Вилла построена в рамках программа Living Architecture, созданной писателем Аленом де Боттоном. Одна из ее задач показать, что современная архитектура – это красиво и удобно для жизни. Основатель программы тоже собирал свою коллекцию, если так можно выразиться, заказывая проекты топовым архитекторам и размещая в живописных уголках Великобритании. Теперь в этих произведениях архитектуры можно провести несколько дней, взяв их в аренду.

В бетоне с видом на горы
ArchiTraveller·Youtube

В бетоне с видом на горы

Частная вилла в Мексике, 2011

Тадао Андо, японский архитектор-самоучка, Лауреат Притцкеровской премии 1995 года. Его называют «певцом бетона», любимый архитектор одного из богатейших людей Франции, французского предпринимателя и мецената Франсуа Пино.

Расположена в уникальном горном ландшафте национального парка Monterrey. Бетонные стены с большими проемами под разными углами выступают, как своеобразное обрамление горам Sierra Las Mitras.

В этой постройке легко узнается почерк японского мастера и все черты модернистской архитектуры — абстрактные формы, большие чистые плоскости- фигуры, перетекающие пространства, бетон и стекло.

Открытый бетон, любимый материал Андо, с его гладкими поверхностями контрастируют с горным пейзажем, но в тоже время, за счет своей натуральности, прекрасно вписываются в ландшафт. В доме четкое функциональное членение на две части: жилые помещения для семьи хозяев и часть дома с художественной галереей и гостевыми спальнями, а центральным элементом становится пространство двусветной библиотеки. Внутренние дворы-комнаты размывают границы дом и улица. Вода как неизменный участник его проектов — это всегда игра отражений, бликов и атмосфера свежести… И, конечно, бассейн-вода выступает здесь еще и как атрибут шикарной виллы. Он завершается эффектной консолью водного зеркала, зависшего над горой.

 

Романтическая руина 
Greg Storrar·Wikipedia

Романтическая руина 

Замок Astley Castle, 2013, Великобритания, Нанитон, север Уорикшира

Создатель: Архитектурное бюро Witherford Watson Mann, известное своими работами для штаб-квартиры Amnesty International в Великобритании, галереи Whitechapel Art Gallery в Лондоне. Премия RIBA Astley Castle 2013 за лучшее здание года.

Пример интереснейшей реконструкции на основе руин древнего замка. Результатом является очень сложный и оригинальный новый дом, «романтическая руина», дающая постояльцам замка Эстли действительно уникальный опыт соприкосновения с многовековой историей.

Замок Astley XII века некогда принадлежал семье Эстли, за свою историю несколько раз перестраивался, а с 1970 гг. находился в руинах после разрушительного пожара.

Решение архитекторов, концепция которых была выбрана на конкурсе в 2007, состояло в том, чтобы сохранить руины замка Эстли и, в то же время, создать следующий современный слой истории здания.

Так получилась двухэтажная резиденция, встроенная в старые стены. Выбранные материалы и пространственные решения новых элементов специально создают видимый контраст между новыми и старыми структурами, а не имитируют постройку под какой-то определенный исторический период. Выбранное решение подчеркивает ценность подлинных исторических стен и материалов. Так что руина остается руиной в своем романтическом смысле. Важно, что для новой части использованы традиционные материалы: кирпич, деревянные конструкции новых перекрытий и кровли.

Сегодня резиденция используется как бутик-отель. Четыре спальни и гостиная зона сделаны в самой старой части замка. Застроено не все пространство: остается место благородной паузе в виде входных дворов под новой деревянной крышей над пристройками XVI и XVIII веков. По словам Стивена Ходдера, президента RIBA, замок Эстли является исключительным примером невероятно мощного современного дома, который искусно и запутанно переплетен с 800-летней историей.

Машина для жизни 
moa-architecture.com

Машина для жизни 

Villa Lemoine (Maison a Bordeaux), 1998 

Создатель: Рем Колхас (основатель архитектурного бюро OMA), культовый архитектор на границе столетий, теоретик, урбанист, философ, куратор многочисленных выставок, фаворит модных марок. Лауреат Притцкеровской премии, 2000.

Сегодня вилла носит имя заказчика — Жана-Франсуа Лемуана (1968-2001), президента крупнейшей  французской издательской группы Sud-Ouest. В начале 1990-ых Лемуан оказался парализованным после автомобильной катастрофы. «Вопреки тому, что вы ожидаете, я хочу сложный дом, потому что он будет определять мой мир», — так звучало пожелание заказчика, пораженного недугом. И Рем Колхас создал для Лемуана не просто дом, а мир, который двигался вокруг него.

Архитектор предложил дом, представляющий собой совокупность трех объемов, нанизанных друг на друга; каждый со своими уникальными характеристиками и пространственными решениями. У каждого своя степень проницаемости. Средний — самый открытый. Здесь панорамные виды на Бордо и Гарону, жилая зона и уличная. Верхний объем, словно парящий, перфорирован окнами-иллюминаторами. Вверху расположены спальни, поэтому наслаждаться живописными видами можно прямо с кровати.

Самым гениальным изобретением и сердцем виллы является платформа-лифт размером в комнату 3х3,5 м, которая свободно перемещается между тремя этажами. Она становится частью жилого пространства или кухни, или превращается в уютный кабинет. И каждое пространство, на котором останавливается платформа, меняется с ее появлением, создавая пространственный динамизм, который как раз дополняет его нехватку в жизни хозяина дома. А как удобно пользоваться привычными для каждой виллы библиотекой или винным погребом.

Колхас как архитектор работал, в первую очередь, со сценариями жизни и функцией, а ведь это и есть одна из главных составляющих частного дома. В результате получился неординарный и запоминающейся образа виллы. P.S. В 2002 году вилле Lamoine был присвоен статус «Памятника архитектуры регионального значения». В 2019 году Рем Колхас и бюро OMA сделали редизайн виллы, использую системы мебели легендарного французского дизайнера Пьера Полена.

 

Без границ
H.Suzuki·RCR Arquitectes

Без границ

Rural House, Каталония, 2007. 

Создатель: Архитектурное бюро RCR Arquitectes, лауреаты Притцкеровской премия, 2017. Работы бюро отличают сочетание рациональности и живописности, отсутствие стереотипов. RCR занимаются только архитектурой. Но они доводят ее до совершенства, исследуют то, как еще может говорить архитектура.

Предгорья каталонских Пиреней и бесконечные поля Ла-Валь-де-Бианья… Архитектура здесь не просто сохраняет природный ландшафт, но и становится его частью,  образуя с ней настоящий гибрид.

В этой вилле необычно все, и внешний вид, и внутренние пространства, и материалы, из которых она сделана. По большому счету, эту постройку трудно назвать жилищем, настолько  она не похожа на дом в привычном понимании. Судите сами, дом встроен в холм, который разделяет поле и развернут на две стороны. На Севере открывается вид  на древнюю романскую церковь, а на юге – на горы.

Дом вытянут по холму и выходит наружу несколькими стальными павильонами-параллелепипедами. Они расположены на разном расстоянии друг от друга. Такое решение нивелирует истинную площадь здания, часть которого скрыта под землей, в том числе и гараж.

У каждого из павильонов своя функция: блок спален, гостиная, кухня со столовой. И из каждого павильона, в обрамлении стен с беспереплетным окном, как картина, открывается потрясающий вид на окрестности. Создается впечатление, что находишься в помещении и, в тоже время, снаружи, наедине с природой. Каждое внутреннее пространство растворяется в ландшафте через свое патио, чуть врезанное в рельеф и постепенно переходящее в поле.  У гостиной — это бассейн, у кабинета и спален — террасы, а у столовой — самый настоящий огород.

В экстерьере и интерьере виллы использованы только сталь и стекло, что усиливает необычную абстрактно-брутальную атмосферу этой виллы. Причем именно жесткий  контраст форм и материалов, натуральных, на мой взгляд, позволяет воспринимать этот дом, органично встроенным в ландшафт.

Думаю, что такое необычное и смелое решение для виллы отражает не только талант архитекторов, но и неординарный и творческий характер хозяев. Ведь в идеале дом — это частичка его обитателей

Ничего лишнего, совсем ничего 
Gilbert McCarragher·johnpawson.com

Ничего лишнего, совсем ничего 

Семейная вилла, Лос-Анджелес, 2009 

Создатель: Джон Поуссон, британский архитектор, известный своими минималистичными пространствами. Все его проекты, будь то бутик для Calvin Klein на Мэдисон-авеню или монастырь для цистерцианских монахов в Чешской Республике — всегда строгость, в которой чувствуется роскошь.

Дом в Лос-Анджелесе занимает большой участок земли, почти 12 тыс. кв. метров, на склоне холма. Хозяева не хотели экстравагантного архитектурного жеста, поэтому дом поражает своим сдержанным спокойствием и, в то же время, четким архитектурным высказыванием. Такой спокойный благородный шедевр, я бы сказала, в котором выверена каждая деталь.

Интересно, что хозяева виллы, семья Эллен и Эндрю Хауптман с двумя детьми, являются предпринимателями и филантропами; он — кинопродюсер (State of Play, Millions) и владельцем Chicago Fire Soccer Club, а вместе они активно поддерживают такие мероприятия, как City Year.

Площадь дома не маленькая, почти 2000 кв. метров, но при этом архитектору удалось сделать достаточно камерной, как и хотелось владельцам.

Дом отлично вписан в ландшафт: большой подземный этаж с кинозалом и тренажерным залом практически скрыт в холме. Наземная часть композиционно представляет собой два простых объема — один из светлого известняка с большими панорамными окнами, а второй протяженный, с фасадом из канадского красного кедра. Внутри дом четко функционально структурирован. Есть зона прислуги и «черная» лестница. Большие перетекающие, достаточно парадные в своей симметричности, общественные помещения на первом этаже — гостиная, столовая, кабинет с каминами. На верхнем этаже находятся спальни- мини апартаменты со своими террасами, гостиными, гардеробными и ванными. И все интерьеры подчеркнуто минималистичны. Ничего лишнего, совсем ничего.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+