Эрмитаж
В первую десятку самых посещаемых музеев мира из России входит Эрмитаж. 4,9 млн посетителей в 2019 году позволили Эрмитажу занять 8 строчку в мировом рейтинге TheArtnewspaper и первое место в рейтинге художественных музеев Москвы и Санкт-Петербурга. «С 17 марта 2020 года, когда прекратился допуск в музей посетителей, и по настоящее время общее количество просмотров новых видеоэфиров в социальных сетях Государственного Эрмитажа достигло почти 34 млн, а с учетом просмотров раздела «Виртуальный тур» на сайте музея — более 38 млн просмотров. Всего за эти полтора месяца было выпущено 135 программ и 199 Instagram-эфиров», — сообщила пресс-служба Эрмитажа.
Третьяковская галерея
Третьяковка занимает 20 место в мировом музейном рейтинге посещаемости — 2,8 млн человек в 2019 году, — и третье место в топ-25 самых посещаемых художественных музеев Москвы и Санкт-Петербурга по версии The Artnewspaper Russia. Число онлайн-посетителей музея за время карантина больше чем в два раза превзошло число посетителей за 2019 год. Так, с 16 марта по 9 июня на Youtube-канале Третьяковской галереи было 3,4 млн просмотров, аудитория канала выросла на 95 239 человек. Экскурсию директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой и Сергея Шнурова посмотрели 750 000 раз.
Первый сезон «Истории одного шедевра» (короткие видео из постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке) на площадках Третьяковской галереи собрал 3 609 074 просмотра в Youtube, Facebook, Vkontakte и Instagram.
У Youtube-канала Третьяковки 132 000 подписчиков. Охват публикаций в Facebook, Instagram и Vkontakte — 5,5 млн пользователей. За время карантина аудитория Facebook выросла на 10 000, Vkontakte на 12 500, Instagram на 46 000.
Образовательный портал «Лаврус» за время карантина посетили 53 859 человека. Пик активности пришелся на апрель — 30 812 человек.
Русский музей
В 2019 году в Русский музей пришли 2,4 млн человек, что позволило музею занять 25 место в мире и 4 в России. Как сообщила Forbes Life Анна Цветкова, заместитель генерального директора по развитию и связям с общественностью Русского музея, активная работа идет на официальном сайте музея и в социальных сетях Vkontakte, Одноклассники, Facebook и Instagram. «За
прошедшие несколько месяцев самоизоляции наши зрители увидели более 130 эфиров – это и онлайн-экскурсии, лекции, мастер-классы и уроки для детей, образовательные программы. Наши трансляции посмотрело более 16 миллионов человек и количество просмотров продолжает расти, все эфиры доступны в записи, — говорит Анна Цветкова, — Посещаемость официальных ресурсов музея выросла более чем на 90%. Например, еженедельно наш официальный аккаунт в Instagram посещают более 1,3 млн человек.
25 апреля 2020 года мы все вместе готовились отметить 125 лет со дня основания Русского музея: наших посетителей ждала большая программа. По понятным причинам, праздник мы отменили. Оnline нашу большую юбилейную трансляцию на сайте и прямой эфир телеканала «Санкт-Петербург» посмотрели более полумиллиона человек».
МАММ
МАММ входит в десятку самых популярных музеев России — 2, 236 млн посетителей в 2019 году. Онлайн-показатели музея за карантинные месяцы тоже на высоте, как заметила директор-основатель МАММ Ольга Свиблова, социальные сети работают с перегревом: совокупный охват сайта и на страницах музея в социальных сетях: 3 579 340 посещений. Во многом успех обеспечил специальный проект МАММ и «Истории России в фотографиях», на платформе которого к 9 мая были открыты военные фотоархивы и выставка фронтовых фотографий неизвестных авторов. Суммарный результат превзошел все ожидания: совокупный охват сайта, социальных сетей МАММ, сайта russiainphoto.ru, социальных сетей проекта «История России в фотографиях» и канала проекта в Яндекс.Дзене — 61 581 635 посетителей.
ГМИИ им. Пушкина
46-й в мире, 6-й в России, — 1, 481 млн посетителей в 2019 году, —Пушкинский музей начал развивать онлайн-направление задолго до начала пандемии. Однако именно закрытие музея и полный перенос взаимодействия с посетителями в Интернет-пространство стали толчком для создания новых онлайн-форматов, которые музей объединил на платформе #НаединесПушкинским. За это время были максимально задействованы силы научных сотрудников и подготовлен контент для различной аудитории, а также использованы все доступные площадки (социальные сети, сайт музея, Youtube, Zoom). За время карантина сайт и соцсети музея посетило около 6, 3 млн человек. Музеи вел экскурсии по основной экспозиции, читал в сети лекции о современном искусстве. Открытие выставки «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина» прошло в эфире телеканала «Культура».
В течение двух месяцев музей запустил несколько масштабных мультимедийных онлайн-проектов. На сайте «100 способов прожить минуту» люди, связанные с искусством, делятся своим опытом осмысленного проживания времени. К 75-летию победы в Великой Отечественной войне был запущен проект «Другая война», который рассказывает о жизни музея с 1941 по 1945 год, а также виртуальная выставка «Дважды спасенные», представляющая результаты многолетней работы реставраторов музея над предметами искусства из фонда перемещенных ценностей, которые пострадали в годы войны.
Музей успешно провел в социальных сетях акцию «Ночь музеев», показав ночную виртуальную прогулку по экспозиции Главного здания с художником Дмитрием Гутовым. 31 мая отпраздновал 108-ой день рождения марафоном своих лекций-хитов. Самый поулярный формат — это видео экскурсии по постоянной экспозиции Главного здания. Видео с экскурсией Марии Тиминой «Брунеллески vs Гиберти. Начало Возрождения» в Вконтакте, Facebook, Instagram и Одноклассниках собрала более 230 000 просмотров.Марафон курса «История мирового искусства. Избранное» на просветительской платформе «Академия Пушкинского», который знакомит с основными этапами развития мировой культуры и важнейшими работами из собрания музея. Короткие и увлекательные видео учат разбираться в основах истории искусства, его стилях и жанрах, а также смотреть и понимать картины, скульптуру и архитектуру. Самый большой спрос возник на интерактивные VR экскурсии в Zoom. Регистрация закрывается в первые минуты публикации расписания. Количество участников увеличено до максимума — 80 человек, сессии проходят почти каждый час. Для искушенной публики запущена серия видео-бесед «Спросите хранителя». Трансляции этой серии проходят 2 раза в неделю. Музей планирует использовать полученный опыт и продолжать развивать онлайн-проекты и после того как музей откроет свои двери для посетителей.
Музей Фаберже
Первый частный музей, попавший в топ-10 самых посещаемых художественных музеев страны, — 993 000 зрителей в 2019 году. «После того, как была объявлена обязательная самоизоляция, мы задумались над тем, что могло бы стать легким способом для знакомства русскоязычных и англоязычных пользователей соцсетей с собранием музея Фаберже в сложившихся условиях, — рассказал Forbes Life директор музея Владимир Воронченко, — Так возникли ежедневные встречи с нашими гидами в формате коротких тематических экскурсий, конкурсы и розыгрыши призов. Многие родители, оказавшись на дистанционной работе дома, ощущали нехватку интересных онлайн-программ для детей. Мы создали серию образовательных и развлекательных уроков, которые получили одобрение школьных педагогов». За время карантина в соцсети музея зашли 4 233 805 пользователей. (+25.9%). Самыми успешными онлайн-проектами Музей Фаберже считает тематические онлайн-экскурсии (Instagram, VK, Facebook, OK), которые посмотрели 1 547 019 человек, детские программы в соцсетях (Instagram, VK, Facebook, OK) — 173 885 пользователей, подборки интересных фактов о Фаберже и мастерах (Instagram, VK, Facebook, OK) посмотрела 81 129 человек. Конкурс пасхальных яиц #пасхасфаберже (Instagram и VK) привлек 107 000 и около 200 участников.
Музей современного искусства «Гараж»
Частный музей без коллекции «Гараж» завоевал свою популярность выставками-блокбастерами, разнообразными обучающими курсами, отличным книжным магазином (музей ведет свою книгоиздательскую программу) и хорошим рестораном (кулинарные стандарты на высоте с момента первого открытия в гараже Мельникова). Итого, 942 159 посетителей в 2019 году. «Во время карантина нашим главным проектом стал лендинг «Гараж». Самоизоляция», который команда музея запустила через четыре дня после объявления о временном закрытии (проект осуществлен при поддержке фонда Потанина, который выдал «Гаражу» грант в 1 млн рублей, — прим. Forbes Life). За 13 недель на русскоязычной версии сайта вышло 153 материала, а его аудитория составила более 70 000 человек, — рассказывает Дарья Котова, директора по развитию и маркетингу Музея современного искусства «Гараж», — «Гараж». Самоизоляция» стал по сути агрегатором контента из аккаунтов музея на различных онлайн-платформах, но при этом мы старались создавать оригинальный контент в экспериментальных для нас форматах. Мы использовали ресурсы нашего сайта (аудиоэкскурсии по воображаемому «Гаражу», ридинг-группы, видеолекции) и обращались к различным возможностям Instagram (IGTV-видео с художниками и прямые эфиры с гидами Музея по прошедшим экспозициям), Telegram (серия плейлистов от самоизолировавшегося на кухне анонимного сотрудника и посты с рекомендациями по «освободившему» времени, подготовленные кураторами «Гаража») и TikTok (хоррор-сериал про возможные паранормальные явления в пустом здании Музея).
За несколько недель до окончания режима самоизоляции мы также запустили «временное медиа» «Рефлексии»: по приглашению Музея исследователи, художники, кураторы и сотрудники культурных институций пишут для «Гаража» эссе, документирующие текущие события. Особенность его в том, что каждый автор приглашает художника по своему выбору, который создает иллюстрации к тексту.
Самым важным офлайн-проектом этого периода для нас стала программа «Все будет хорошо», инициированная учредителями «Гаража»: начиная с апреля Музей приготовил более 45 000 бесплатных обедов для врачей и волонтеров и собрал более 2000 продуктовых наборов, которые были переданы пенсионерам, людям с инвалидностью, мигрантам и беженцам».
ММоМА
В Московский музей современного искусства в 2019 году пришел 477 381 посетитель, что обеспечило музею 13 место в российском рейтинге посещаемости. На карантине команда музея подготовила уникальный проект «Работы, которые вы не заметили». На выставке «ММОМА 99/19» представлено столько работ, что и зритель, и гид вынуждены делать выбор: на что посмотреть, о чем рассказать подробнее. На zoom-встречах гиды разбирают те работы, которые зритель чаще всего не замечает или пропускает некоторые детали.
Успешной стала программа «Дома с ММОМА», аэробику с художником Сашей Фроловой посмотрело более 20 000 человек, а зарядку с группировкой ZIP выполнили почти 6 000 человек. Занятия лектория ММОМА посетило 3 500 человек, а к детским онлайн-программам подключились 1 185 юных пользователей. Издание музея «Диалог Искусств» запустили программу «Вокруг ДИвана», где приняли участие современные художники, а также каждый мог представить публике свою домашнюю выставку. В Ночь музеев шеф ММОМА кафе в прямом эфире готовил любимое блюдо посетителей — тост с лососем и яйцом пашот. Онлайн-тур по выставке ММОМА 99/19 посмотрели около 5 000 человек, а экскурсию на русском жестовом языке — 2 200 человек. Одним из самых популярных материалов стала подборка из коллекции ММОМА, приуроченная к юбилею «Твин Пикса». Директор музея Василий Церетели: «За короткие сроки команда придумала формат #домасммома. Чуть меньше, чем за месяц активность в социальных сетях музея выросла на 116%. В Facebook, например, прибавилось 2068 человек, в Instagram — на тысячу. Сейчас, согласно статистике за три месяца –– с середины марта по середину июня — в разных сетях музея и на разных платформах нас смотрело около миллиона человек из разных городов России, США, Великобритании, Грузии и Италии.
Сейчас все площадки в диджитале объединены единым контентом; на карантине команда оперативно реагирует на изменения и адаптирует проекты к текущей ситуации в мире. Все новые диджитал проекты, включая медиатеку ММОМА, подборки книг для взрослых и детей, включения из мастерских художников смотрите на сайте в разделе #домасммома. Там же появилась специальная вкладка ММОМА 99/19, где собраны все онлайн-экскурсии, интерактивный конкурс по выставке, полезные материалы, детские программы и встречи с кураторами по нашему юбилейному проекту. После карантина мы продолжим формат «Дома с ММОМА». Рекомендую обратить внимание на раздел Издания, где появились электронные каталоги к выставкам Комара и Меламида, Петера Вайбеля».
Музей AZ
Частный музей AZ, открытый пять лет назад предпринимателем и коллекционером Наталией Опалевой, принял в 2019 году 78 571 зрителя и занял таким образом 24 место в рейтинге посещаемости российских художественных музеев. В музее нет постоянной экспозиции, один выставочный проект сменяет другой. Директор музея Наталия Опалева: «Музей AZ всегда уделял большое внимание такому инструменту, как мультимедиа в наших проектах.
Период самоизоляции позволил нам представить видеоматериалы, которые мы собирали в течение пяти лет, — 2020 год стал для нас юбилейным. Уже в конце марта мы запустили специальный онлайн-проект к пятилетию «AZ Адреналин», ведь пять лет драйва и адреналина, с которыми команда музея создает выставочные проекты, не прошли бесследно.
Каждую неделю мы выпускаем новую серию о выставках, которые проходили за это время. В общей сложности, на данный момент, десять серий этого проекта посмотрело более 400 000 человек. За два месяца к страницам музея в социальных сетях присоединилось более 40 000 подписчиков. Помимо онлайн-сериала мы неоднократно проводили мастер-классы в прямом эфире, лекции, запустили два специальных проекта с онлайн-кинотеатрами Nonfiction.film и OKKO.tv Режим самоизоляции открыл новые возможности, мы обязательно продолжим свое активное присутствие в сети и будем развивать онлайн-проекты».
Музей «Собрание»
Частный музей редких часовых механизмов, игровых автоматов, художественной бронзы и других произведений декоративно-прикладного искусства бизнесмен, коллекционер Давид Якобашвили создавал в течение 20 лет. В здании на Солянке открыта большая мультимедиа-экспозиция и работают реставрационные мастерсткие. Попасть в музей можно только по записи. Во время карантина, как рассказала Forbes Life арт-директор музея Светлана Чураева, «самыми популярными онлайн-форматами у нас стали вебинары и видеоэкскурсии. И, кстати, альбомы для раскрашивания! Их можно скачать с сайта, распечатать и, видимо, в дни вынужденной изоляции это стало хорошим занятием и для детей, и взрослых. За время карантина у нас появились новые рубрики, сначала цикл «Музейные истории» с короткими роликами об истории создания предметов, интересных фактах о мастерах. Сейчас запускаем проект «Аудиорассказы», где будут и музыкальные записи наших инструментов и истории мастеров, композиторов, исполнителей». Сотрудники музея участвовали в проекте «Изоизоляция» и выкладывали свои фотографии на сайте музея, а также помогали в реализации благотворительной инициативы #ПомощьЕСТЬ!: каждый день 750 комплексных горячих обедов развозят по Москве людям, попавшем в трудную ситуацию.