Когда я приехала в Москву 13 лет назад, «спускаться в метро» означало низкий социальный статус и вообще было негламурно, а жители поговаривали о близком транспортам коллапсе. За эти годы пробки и Департамент Транспорта полностью изменили ситуацию: в метро есть вай-фай и модные тематические вагоны — про культуру, искусство, историю. Однако до сих пор некоторые ископаемые московские виды гордо заявляют: «Я не спускаюсь метро». Бедные духом, они не знают, сколько сокровищ таит подземка.
Виртуозно подобранные венозные переливы цвета на мраморе «Чеховской», умопомрачительная лепнина на «Соколе», эпические детали колонн на «Боровицкой», мозаика «Дмитровской» — вся история архитектуры и искусства переварена, перемолота и алхимически сплавлена в подземный дворец, не испорченный духом капитализма, неподвластный экономическим кризисам и дающий работу небольшому городу людей.
«Электрозаводская», с одной стороны, стоит от всех в стороне своим роскошным и избыточным световым решением, а с другой — является характерным представителем породы станций времен сталинского ампира. Как можно не любить эти барельефы, изображающие рабочих в образах древнегреческих богов, или орнаменты из пшеницы. По словам Хайдеггера, архитектурой человек рассказывает сам себе о том, кто он и зачем — в этом смысле сталинский ампир, возможно, самая последовательная идеология в камне.