Первая пятерка: «Электротеатр Станиславский» в цифрах и фактах
5 лет назад в Москве появился новый театр. В историческом здании на Тверской, по соседству с Музеем революции, бывший Московский драматический театр имени Станиславского после реконструкции открылся под именем «Электротеатр Станиславский», соединив в своем новом названии все вехи истории. В 1915 году в здании бывшего доходного дома был оборудован первый кинозал в Москве, электротеатр «Арс». Электротеатр работал до 1918 года. В 1950 году в бывшем кинотеатре заработал Московский драматический театр имени К.С. Станиславского. Реконструкцию 2015 года провело архитектурное бюро Wowhaus. Была очищена и восстановлена лепнина 1915 года на потолке в фойе, историческому балкону в зрительном зале возвращен его оригинальный, исторический облик. В обновленном пространстве больше нет жесткого разделения на служебные и зрительные зоны, благодаря мобильным перегородкам помещения трансформируются, потолок в зале и решетки на стенах позволяют переносить сценографию или зону зрителей в любую точку зала. Всего существует 50 разных схем рассадки за счет сцен-транформеров и использования электролестницы и гардероба в качестве площадок для спектаклей.
Выиграв конкурс концепций, театр возглавил режиссер Борис Юхананов. При участии мецената Сергея Адоньева был создан Фонд поддержки Электротеатра Станиславский. Директор театра Ирина Золина говорит, что бюджет театра складывается из финансирования Департаментом культуры города Москвы, грантов Фонда поддержки Электротеатра и собственных заработков от продажи билетов, программок и арендной платы. «Городская поддержка театра в соотношении к общему бюджету театра составляет примерно одну шестую часть», — говорит Ирина Золина.
Благодаря частному финансированию театр может позволить себе существовать как постоянно-действующая экспериментальная площадка, в проектах которой занята вся труппа театра. В момент начала работы Бориса Юхананова в театре в труппе было 49 артистов, сейчас 63. Ни один человек не был уволен, ни один творческий конфликт между новым худруком и артистами не стал предметом медийного скандала. Юхананов смог перезапустить один из самых консервативных московских театров, где не приживался ни один худрук, а спектакль «Мужской род, единственное число» с премьером Владимиром Кореневым бил все репертуарные рекорды, прошел с 1996 до 2013 год 1098 раз.
С приходом Юхананова из репертуара исчезли все прежние спектакли. Обновленный театр открыли «Вакханки» Теодороса Терзопулоса по пьесе Еврипида. Началась эпоха спектаклей сериалов. Например, «Синяя птица», в которой занята вся труппа театра, идет три вечера. Для спектакля создано более 350 костюмов. На создание «Синей птицы» театр потратил около 50 млн рублей. Оперный сериал «Сверлийцы» идет пять дней, специально для него музыку написали пятеро современных российских композиторов, Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Сергей Невский, Алексей Сысоев, Алексей Сюмак, Владимир Раннев. «Орфические игры. Панк-макраме» длятся около 30 часов (1741 минуту чистого действия). Всего за 5 лет в театре состоялись 57 премьер.