К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Народ не поймет: что мешает со вкусом украсить Москву к Новому году

Народ не поймет: что мешает со вкусом украсить Москву к Новому году
Специально для Forbes Life постоянный архитектурный обозреватель Анастасия Колчина разбирается с новогодним убранством Москвы — и сравнивает его с европейскими столицами

Каждый год новогоднее оформление Москвы становится все богаче и наряднее. Размах и красота нынешнего, как всегда, на высоте: катки с амфитеатром — теперь не только на Красной площади, объемные цифры расставлены в знаковых точках города, а на Патриаршем мосту впервые появились елки. На новогоднее убранство города мэрия Москвы тратит 1 млрд 157 млн рублей, год назад эта сумма составила рекордный минимум за последние пять лет (972 млн рублей), а рекордным по тратам был Новый 2017 год, на который ушло из городского бюджета более 3 млрд рублей. Новогодними фестивалями традиционно занимается оргкомитет «Московских сезонов». Планы по украшению столицы традиционно анонсирует заместитель Мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков: в этом году, согласно его обещаниям, в Москве к Новому году появилось 300 искусственных новогодних елей (самая большая, 30 метров, — на Лубянской площади) и более 4000 световых и декоративных конструкций. Световые инсталляции и гирлянды останутся на столичных улицах до 10 марта, ели — до 15 января.

Власть делает подданным символическое подношение — и не скупится. Если сравнивать московские (а с ними и российские) новогодние города с Берлином и Цюрихом, налицо несколько важных тенденций. В Европе муниципальные власти при выборе предметов декора и общей концепции не стесняются использовать один цвет, приглашают к сотрудничеству художников и опасаются пошлости. У нас наоборот: уличное благоустройство Москвы показало, что современные власти способны выбрать и другой дизайн, и другие материалы, но боятся, что народ «не поймет». Острой критикой властей мы только загоняем их страхи глубже: какие тут эксперименты, когда любое действие разглядывают в лупу. Поэтому стабильная посредственность нашей зимней сказки создается всеми участниками.

Власть находится в поисках бесспорного решения, которое не будет вызывать особенного любопытства и желания критиковать. И в этом конкурсе побеждает историзм, приправленный толикой пошлости: чтобы если и не понравилось, то и придраться было не к чему. Подлинное авторство в условиях взаимного недоверия становится и вовсе невозможным. Когда каждый год вокруг праздника разгорается медиа-скандал — то чемодан на Красной площади, то теперь согнутые елки — у современных художников просто нет шанса принять участие в праздновании Нового года. Пригласить их станет слишком рискованным решением.  

Подрядчиков «с улицы» боятся не только власти. Крупный и средний бизнес тоже оперирует исключительно полузакрытыми конкурсными процедурами, потому что последствия неудачи — в том числе перспектива судебных разбирательств — заставляет их переплачивать там, где не нужно. В Европе это работает по-другому. Например, в Люксембурге муниципалитеты выбирают подрядчиков по трем критериям: цена, качество и релевантный опыт. В России формально есть только цена, а это значит, если не предпринимать специальных мер, результат будет заведомо хуже среднего.

 

Получается, у нас кто не рискует, тот спокойно пьет в Новый год шампанское.

Каток на Пушкинской площади
moscowseasons.com

Каток на Пушкинской площади

Эпичная новинка этого года: уже не украшение, а полноценное сооружение — с конструктивным расчетом нагрузок, фасадами и всем прочим (год назад произошел инцидент с обрушением части конструкций катка в Парке Горького аккурат в новогоднюю ночь, пять человек пострадали, так что теперь все сложные конструктивные решения контролируются идеально). Временное сооружение по логике вещей могло бы быть знаковой площадкой для экспериментов, но здесь этот потенциал остался не задействован и постройка мимикрирует под эклектичную московскую архитектуру XIX века. Это как раз тот самый «устраивающий всех компромисс»: Москва, история. Чуть меньше повезло каткам на Красной площади — их стены просто завесили баннерами, глядя на которые можно с ностальгией вспомнить чемодан Louis Vuitton, он побуждал к жарким спорам о сущности капитализма, а это гораздо веселее стоковых иллюстраций.

Наклонные елки на Патриаршем мосту
EPA/SERGEI ILNITSKY/ТАСС

Наклонные елки на Патриаршем мосту

Сделаны по всем законам жанра: все, что временно, — эксперимент, ирония, вызов. Тот факт, что только ленивый не сфотографировался и не высказал своего мнения, — идеальное попадание в аудиторию и все современные тренды. Елки совпадают по своей целевой аудитории с «Черным квадратом» Малевича — кому не понравилось новогоднее дерево под наклоном, тот, скорее всего, предполагает, что способен нарисовать знаковое произведение основателя супрематизма и сам.

Ярмарка на Красной площади
Станислав Красильников/ТАСС

Ярмарка на Красной площади

Дизайн павильонов впервые выглядит достойно, но детали оставляют ряд вопросов: непонятно, как в сердце Москвы вдруг появились указатели на Копенгаген, а нюрнбергские товары вдруг заменили глинтвейн. Огромные гирлянды, раскинувшиеся шатром от елки, может, и не безупречны, но ночное небо все стерпит. Опять же (с точки зрения фона для селфи) потенциал присутствует.

Арки-кольца
Гавриил Григоров/ТАСС

Арки-кольца

Все прекрасные сталинки украсили (или подпортили) арки с узорами. Как выбранная тема и объект они прекрасны, к исполнению есть вопросы. Рисунок никак не взаимодействует с остальным праздничным декором: к примеру, циклопические светящиеся конструкции на Триумфальной площади своими лампочками и узорами напоминают фасады ГУМа — до сих пор образец лучшего и самого самобытного праздничного фасада столицы. Здесь ничего такого нет, цвета и формы живут отдельно.

Цифры 2020
Валерий Шарифулин/ТАСС

Цифры 2020

Самое лучшее, что есть во всем новогоднем декоре. Удались и по размерам, и по пропорциям, и не спорят с остальным праздничным пиршеством, и не перегружены узорами. Но главное в эпоху Instagram — точно понятно, где фотографироваться. Очень жаль, что на следующий год их неминуемо сменят.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+