Сильные духом: самые влиятельные молодые русские парфюмеры
Российский парфюмерный рынок парадоксален: он один из самых масштабных в мире — тысячи парфюмерных магазинов расположены даже в самых удаленных городах (суммарное число магазинов парфюмерно-косметических сетей составляет, по оценкам M.A. Research, 19 500), а зарубежные парфюмеры возводятся в ранг знаменитостей. У них, как у настоящих селебрити, берут автографы, отмечает Яна Андреева, создатель парфюмерного бренда Magma perfumes.
Возможно, всенародная любовь к ароматам слегка переоценена в своем масштабе, но в России действительно много парфюмерных энтузиастов — коллекционеров, обозревателей, критиков, экспертов. Но при таком масштабном спросе отечественных производителей крайне мало. Революция уничтожила парфюмерное производство и заставила талантливых парфюмеров уехать из страны — Тимур Солодов, основатель марки Nose, вспоминает классический пример Эрнеста Бо, создателя Chanel 5, который родился и учился в России.
Вместе с тем за последние несколько лет появились заметные имена и в российском производстве — одних представляют сетевые магазины, другие активно продаются за границей и номинируются на мировые премии. Однако производство парфюмерии в стране по своему масштабу остается локальным. В результате российские парфюмеры занимают вакантную зону «ниши» — малого производства духов, не похожих на то, что делает масс-маркет. Парфюмерный критик Матвей Юдов подтверждает, что оригинальные композиции российских авторов сильно отличаются от классической «магазинной» парфюмерии, и это, несомненно, обращает на себя внимание: «Многим покупателям наскучили однообразные стерильные, вылизанные до блеска ароматы, и они ищут что-то другое. Технически «странно» сделать очень легко: просто смешайте несколько компонентов наугад. Какое-то время такая «непохожесть» действительно будет вызывать интерес и яркие эмоции».
Парфюмерное образование у российских парфюмеров отсутствует (получать его просто негде), и этот фактор определяет рынок. Уровень работ в сегменте неоднородный, многое из произведенных ароматов оказывается слишком самобытным и авторским, ориентированным на узкую категорию любителей. Объективной проблемой становится и доступ к сырью: почти все необходимые ингредиенты производятся за рубежом. В России нет заводов по производству парфюмерных концентратов, которые решили бы вопрос поиска сырья для партии и масштабирования самого проекта. Матвей Юдов отмечает «сильное стремление как можно скорее монетизировать сомнительные навыки, полученные на еще более сомнительных курсах. И это на самом деле проблема не только российских самодеятельных парфюмеров, в других странах все абсолютно то же самое, просто в условных США артизанальные бренды стали появляться довольно давно, а в России парфюмеров-любителей еще 10 лет назад можно было сосчитать по пальцам».