К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Марина Абрамович умрет семь раз, а Кирилл Серебренников продаст душу дьяволу: все хиты нового оперного сезона

Марина Абрамович умрет семь раз, а Кирилл Серебренников продаст душу дьяволу: все хиты нового оперного сезона
Премьеры блокбастеров в Парижской опере, Ла Скала, Большом, Баварской опере и Комише опер. По заданию Forbes Life музыкальный критик Марина Гайкович изучила планы на сезон ведущих мировых оперных театров и выбрала девять постановок, которые никак нельзя пропустить
«Травиата», Парижская опера, 12 сентября – 16 октября, режиссер — Саймон Стоун
Jude Edginton·Contour by Getty Images

«Травиата», Парижская опера, 12 сентября – 16 октября, режиссер — Саймон Стоун

Об австралийском режиссере Саймоне Стоуне сегодня принято говорить практически с придыханием: за короткое время он сумел не только привлечь к себе внимание театрального сообщества, но и потрясти куда более консервативный оперный мир. Как правило, Стоун берет сильные, в основном трагедийные, сюжеты, полностью переписывает текст, перемещает действие в современные реалии и предъявляет спектакль, где не остается ни слова от драматурга (то есть посягает на Ибсена или Чехова), но где потрясающим образом сохранены авторские интонации. А вот из песни слова не выкинешь, и в опере номер с переписыванием либретто не пройдет. Тем не менее последняя зальцбургская работа Стоуна свидетельствует, что и тут он справился: героиню оперы Керубини «Медея» он превратил в беженку (из Европы в Тбилиси), которая сходит с ума от равнодушия бывшего мужа, не готового даже ответить на телефонный звонок. Но то — один из самых трагедийных сюжетов. А вот как Стоун решит мелодраму,  «Травиату», пусть ее главная героиня и падшая женщина (в партии Виолетты Валери дебютирует южноафриканское сопрано Претти Йенде), — вопрос, только подогревающий интерес к премьере. Спектакль, кстати, покажут в кино — трансляция 24 сентября.

«Царь Эдип», Оперный театр Вупперталя, премьера —15 сентября, режиссер — Тимофей Кулябин
Артема Геодакяна·ТАСС

«Царь Эдип», Оперный театр Вупперталя, премьера —15 сентября, режиссер — Тимофей Кулябин

До недавнего времени оперный театр немецкого Вупперталя был известен как резиденция труппы легендарного хореографа Пины Бауш. Но небольшой театр пытается заявить о себе и в области оперы. Например, Тимофей Кулябин ставит здесь уже второй спектакль. Как говорит интендант театра, хотя он и слышал о скандале с постановкой оперы «Тангейзер» в Новосибирске, совсем не образ жертвы российского режима стал поводим для приглашения Тимофея и его команды на постановку «Риголетто», а исключительно творческое реноме. Вердиевский сюжет Кулябин решил довольно радикально, превратив калеку-шута в циничного политтехнолога, жертву современного безумного мира: задушив свою умалишенную дочь Джильду, попавшуюся в любовную ловушку Герцога, Риголетто вытирает пот и идет на совещание. Следующий его спектакль — «Царь Эдип» Стравинского. Театральная постановка этой оратории — не редкость (в Москве, скажем, идет в версии Римаса Туминаса), но Кулябин придумывает до сих пор не испытанное сочетание: прологом к опере станет другое сочинение Стравинского — «Свадебка», русские хореографические сцены для четырех солистов, четырех роялей, хора и ударных. Со свадьбы Эдипа и Иокасты Кулябин начнет свою интерпретацию древнегреческой трагедии.

«Князь Игорь», Парижская опера, 25 ноября – 26 декабря, режиссер — Барри Коски
DR

«Князь Игорь», Парижская опера, 25 ноября – 26 декабря, режиссер — Барри Коски

Дмитрий Черняков, кажется, добился своей цели — прославить русскую оперу на Западе. Особенно Черняков нажимает на Римского-Корсакова (11 сентября на сайте брюссельского театра Ла Монне выложат запись его постановки «Сказки о царе Салтане»), но в поле зрения интендантов попадают и другие названия. «Князя Игоря» Бородина Черняков несколько лет назад поставил в Метрополитен-опера. Возможно, эта постановка привлекла внимание Стефана Лисснера, руководителя Парижской оперы — и вот одна из самых прекрасных и уязвимых, так как композитором не закончена — партитур будет звучать во Франции. Ставить «Князя Игоря» в Париж пригласили Барри Коски, одного из самых любопытных и непредсказуемых оперных режиссеров. Берлинская Комише опер под его руководством незаметно заткнула за пояс оперных гигантов по обе стороны невидимой стены. Его «Волшебная флейта» с чудесной видеопроекцией объехала без преувеличения весь мир (была и у нас на фестивале «Черешневый лес»). Именины Татьяны Лариной в его спектакле празднуют на травке, Кармен поет хабанеру в костюме Кинг-Конга, но все эти чудеса не отвлекают от чуткого прочтения композиторского замысла.

«Тоска», Ла Скала, 7 декабря — 8 января, Флория Тоска — Анна Нетребко
DR

«Тоска», Ла Скала, 7 декабря — 8 января, Флория Тоска — Анна Нетребко

Театральный сезон в Ла Скала по традиции начинается поздно, 7 декабря, в день Святого Амвросия, покровителя Милана. Это главный оперный вечер Италии. За редким исключением (такие были во времена, когда худруком театра работал Даниэль Баренбойм, который не церемонился и давал на открытии Вагнера) сезон открывается итальянской оперой. В этом году дирижер Рикардо Шайи выбрал «Тоску» Пуччини. Главная звезда вечера — Анна Нетребко: примадонна уже пела партию Флории Тоски в нью-йоркской Метрополитен-опера и, к слову, накануне дебюта отзывалась о своей героине не самым лучшим образом, называя ее, в общем-то, бесчувственной и неспособной к состраданию (на смерть Каварадосси она сказала: «Какой артист!»). Ставит спектакль режиссер Дэвид Ливерморе, в творческих революциях не замешанный. (В Большом театре идет его «Бал-маскарад»), так что постановочных откровений ожидать вряд ли стоит, но в Милан едут не за этим. Здесь в первую очередь ценят верность оперной традиции.

«Страна чудес», Санкт-Петербург, совместный проект театральной олимпиады и фестиваля NET, 11 декабря, режиссер — Кэти Митчелл
Patrick Berger

«Страна чудес», Санкт-Петербург, совместный проект театральной олимпиады и фестиваля NET, 11 декабря, режиссер — Кэти Митчелл

Строго говоря, «Страна чудес» — премьера прошлого сезона. Этот спектакль поставила британский режиссер Кэти Митчелл, известная своими театральными  экспериментами, где игра с формой  благодаря технической оснастке, прежде всего авторской манере использовать видеопроекцию, соединяется со скрупулезной работой с артистами, практически по Станиславскому. Каждый шаг и движение головы артистов у Митчелл работают на замысел, порой весьма неординарный. Среди ее постановок есть и оригинальные: так, на музыку кантат Баха режиссер поставила исполненный печали спектакль о семье, только что похоронившей отца (в Москве для него была выбрана неверная площадка, на Новой сцене Большого театра не хватило интимности, камерности,  которая отличает пространство в Экс-ан-Провансе, где состоялась премьера). Новый спектакль Митчелл — копродукция театра Буфф дю Норд и еще нескольких институций по обе стороны Атлантики. В основе —16 песен из вокального цикла Шумана «Любовь поэта» на слова Гейне, которым современный композитор Бернар Фокруль и драматург Мартин Кримп написали 16 «ответных» композиций. Спектакль рефлексирует на самую актуальную для сегодняшнего мира тему — тему беженцев, ищущих лучший из миров, но мучаемых призраками родины. Спектакль приедет на гастроли в Санкт-Петербург и обещает стать мощным финалом Театральной олимпиады.

«Садко», Большой театр, 14 февраля, режиссер — Дмитрий Черняков
Wikimedia common

«Садко», Большой театр, 14 февраля, режиссер — Дмитрий Черняков

Дмитрий Черняков на родине не работал уже около десяти лет, со сцены Большого в прошлом сезоне сошла последняя его постановка «Евгения Онегина» — самая скандальная, но принесшая театру неизменно полные залы и ставшая оперным «Лебединым». Трудно подсчитать, сколько раз гастролировал «Евгений Онегин» в постановке Чернякова, но достаточно назвать Париж, а также Милан, где этот спектакль был назвал событием сезона. Наконец руководство Большого, по кулуарным сплетням, стилистику Чернякова недолюбливающее, уступило критикам (спрашивали на каждой пресс-конференции — когда вернется?), поклонникам и кассе (вполне вероятно, что билеты будут продавать как на «Щелкунчика» и «Нуреева», по паспортам). И Черняков снова в Большом. Последнего «Садка» в Большом ставил легендарный Борис Покровский — тем сильнее ожидания версии Чернякова, по творчеству которого уже можно писать учебник психологии: причуды человеческой психики все больше интересуют режиссера.

Для интересующихся — еще два спектакля, которые поставит Черняков в этом сезоне: «Средство Макрополуса» Яначека (Цюрих, 22 сентября – 22 октября) и «Электра» Рихарда Штрауса (Гамбург, 26 апреля – 12 мая)

 «Летучий голландец», Метрополитен-опера, 2-27 марта, сопрано Аня Кампе, дирижер-постановщик Валерий Гергиев
DR

«Летучий голландец», Метрополитен-опера, 2-27 марта, сопрано Аня Кампе, дирижер-постановщик Валерий Гергиев

Ради названных имен и стоит смотреть этот спектакль. На сцене Метрополитен дебютирует сопрано Аня Кампе, за последние десять лет снискавшая славу новой вагнеровской певицы. Блистательный бас-баритон Брин Терфель возвращается в Нью-Йорк после восьми лет отсутствия, его Летучий Голландец — предмет зависти коллег и восхищения поклонников. То же можно сказать и о Валерии Гергиеве, чья интерпретация вагнеровской партитуры завораживает настолько, что два часа двадцать минут (есть традиция исполнять «Голландца» без перерыва) пролетают незаметно. На сцене обещают копию красивого старинного корабля, особых «зигзагов» канадский режиссер Франсуа Жирар не обещает, да и не надо.

«Семь смертей», Баварская опера, 11-14 апреля, режиссер и исполнитель — Марина Абрамович
Irakli Gedenidze·Reuters

«Семь смертей», Баварская опера, 11-14 апреля, режиссер и исполнитель — Марина Абрамович

Замысел проекта, посвященного Марии Каллас, Марина Абрамович вынашивала много лет. Предполагалось, что семь новелл снимут семь кинорежиссеров, назывались имена Романа Полански, Алехандро Иньяриту. Но знаменитая художница-перформансистка дала своей идее другой импульс и решила ее в формате оперы, главную роль в которой исполнит, разумеется, она сама. Абрамович «проживет» семь оперных финалов-семь смертей героинь Каллас, а также трагический финал жизни самой Primadonna assoluta, которую как Мадам Баттерфляй, Тоску или Медею, погубило «разбитое сердце». Возлюбленный Каллас миллиардер Аристотель Онассис женился не на ней, а на вдове Джона Кеннеди Жаклин. Преданная певица потеряла голос и лишилась самого главного в жизни — профессии. Музыку к опере написал сербский композитор Мирко Никодиевич, набирающий обороты популярности в Европе. В России его сочинения несколько раз исполнял Теодор Курентзис.

«Похождения повесы», Комише опер Берлин, 14 июня – 2 июля, режиссер — Кирилл Серебренников 
Антон Кардашов·АГН "Москва"

«Похождения повесы», Комише опер Берлин, 14 июня – 2 июля, режиссер — Кирилл Серебренников 

За время домашнего ареста Кирилла Серебренникова в Европе вышло уже три его спектакля («Гензель и Гретель» в Штутгарте, «Так поступают все женщины» в Цюрихе и «Набукко» в Гамбурге), и остается только догадываться, какой ценой дался процесс всем его участникам. Хочется верить, что теперь, благодаря тому, что суд снял с режиссера подписку о невыезде, он лично будет присутствовать на репетициях оперы Стравинского в Берлине. Каждый раз Серебренников говорит о несовершенстве нашего мира, указывает на  бедность, жестокость, губительную природу тоталитаризма. Остается только вообразить, о чем будет спектакль, где герой продал душу дьяволу.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+